Посольство Российской Федерации в Боснии и Герцеговине
Тел.: (+387 33) 668-147
/
15 декабря / 2021

Выдержки из интервью официального представителя МИД России М.В.Захаровой информационному агентству «ТАСС»

Гражданин ФРГ Кристиан Шмидт Высоким представителем по Боснии и Герцеговине считаться не может, поскольку Совет Безопасности ООН резолюцию о его утверждении на этом посту не принял – соответствующий российско-китайский проект был заблокирован. Сделанного 27 мая аккредитованными в Сараево послами стран-членов руководящего комитета Совета по выполнению мирного (Дейтонского) соглашения по Боснии и Герцеговине (РК СВМС) заявления «о назначении Шмидта» недостаточно.

В отсутствие как выраженной международной поддержки, так и, что особенно важно, консенсуса внутри самой Боснии и Герцеговины Шмидт не обладает легитимностью, необходимой для исполнения функций Высокого представителя. Россия была вынуждена приостановить свое участие в заседаниях руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения, которые проходят в Сараево под председательством самозваного Высокого представителя.

Нелегитимный Высокий представитель не обладает никакими чрезвычайными исполнительными полномочиями по смыслу приложения 10 к Мирному соглашению и соответствующих решений конференций по выполнению Мирного соглашения. Исходящие от К.Шмидта угрозы их задействования в отношении неугодных ему представителей народов БиГ – не более чем стремление ввести в заблуждение. Любые попытки использовать репрессивный инструментарий следует считать провокацией.

Очевидна абсурдность ситуации, при которой иностранец, не будучи избранным самими гражданами БиГ, по своему собственному усмотрению вмешивается во внутренние дела страны, не несет за свои действия никакой ответственности и подменяет собой органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В этих условиях боснийские сербы, как один из трех равноправных государствообразующих народов Боснии и Герцеговины, с полным правом отказываются признавать Шмидта в качестве легитимного представителя международного сообщества.

Высокий представитель не подотчетен даже судам – ни национальным, ни международным. В европейской демократической стране, каковой является БиГ, места подобной структуре, деятельность которой противоречит принципам правового государства, быть не должно. Еще в 2006 году руководящий комитет принял принципиальное решение о свертывании Аппарата Высокого представителя, а в 2008 году была согласована Программа «5+2», которую нужно адаптировать к изменившимся реалиям.

Участие международного сообщества в постконфликтном урегулировании в БиГ по смыслу главы VII Устава ООН требует сбалансированного подхода к оценке положения дел в стране и факторов его развития. Стремление Аппарата Высокого представителя и внешних присутствий в БиГ возложить ответственность за ухудшение внутриполитического климата на Республику Сербскую и ее законно избранных представителей контрпродуктивно.

Усилия международного сообщества в Боснии и Герцеговине необходимо сосредоточить на том, чтобы освободить это суверенное и независимое европейское государство от внешнего протектората в виде Высокого представителя. Как показывают последние события в БиГ, он все больше становится фактором дестабилизации обстановки в стране.