Посольство Российской Федерации в Боснии и Герцеговине
Тел.: (+387 33) 668-147
/

ЗАГС

Консульский отдел Посольства Российской Федерации в БиГ уполномочен осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих в БиГ, руководствуясь Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Консульским уставом Российской Федерации (Федеральным законом от 5 июля 2010 года № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации»), Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 13 марта 2018 года № 3507, методическими указаниями Министерства юстиции и Министерства иностранных дел России, положениями и нормами, содержащимися в международных договорах и соглашениях, участницей которых является Российская Федерация. 

Консульский отдел Посольства:

  1. производит государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти;
  2. принимает решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные органами записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по заявлениям проживающих за границей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  3. вносит исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, составленные и хранящиеся в консульском отделе в пределах календарного года;
  4. выдает повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и справки, подтверждающие факт государственной регистрации актов гражданского состояния, на основании составленных и хранящихся в консульском отделе в пределах календарного года записей актов гражданского состояния.

Документы, выданные компетентными органами БиГ в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных по закону БиГ в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации без наличия консульской легализации. 

Государственная регистрация акта гражданского состояния производится консульским отделом посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. 

Для составления записи акта гражданского состояния, консулу должны быть представлены документы, которые в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» являются основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документы, удостоверяющие личность заявителей. 

Документы, выданные компетентными органами БиГ и предъявленные консулу для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена. 

В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в консульском отделе, по заявлению граждан, выдается повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния на основании хранящегося в течение календарного года в консульском отделе первого экземпляра соответствующей актовой записи.

По истечении календарного года повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния можно истребовать в установленном порядке из Архивно-информационного отдела Управления ЗАГС г. Москвы, в котором хранятся актовые записи, составленные в консульском отделе. 

Не выдаются повторные свидетельства:

  1. о рождении несовершеннолетнего ребенка родителям (одному из родителей), лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах;
  2. о заключении брака лицам, брак которых расторгнут или признан недействительным.

В этих случаях по просьбе указанных лиц им выдается справка, подтверждающая факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака. Лицам, лично обратившимся в консульский отдел с заявлением о выдаче повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния и представившим удостоверение личности, либо документы, подтверждающие родство или заинтересованность, оно выдается в день обращения при условии, что актовая запись составлена в консульском отделе и не выслана в установленном порядке в Российскую Федерацию. 

Во исполнение Федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О погребении и похоронном деле» родителям новорожденного и родственникам умершего, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории России, выдаются справки о государственной регистрации в консульском отделе акта о рождении или смерти для получения соответствующих пособий на территории России. Справки выдаются после регистрации рождения или смерти российских граждан в консульском отделе на основании записи акта гражданского состояния. 

1) Государственная регистрация рождения в консульском отделе Посольства:

Какие документы нужны для регистрации рождения ребенка?

- Заявление о рождении ребенка; переведенный на русский язык и нотариально заверенный оригинал документа, который в соответствии с российским законодательством является основанием для государственной регистрации рождения (оригинал справки о рождении ребенка обязательно должен быть заверен печатью медицинского учреждения и подписью (либо личной печатью) уполномоченного лица); документы, удостоверяющие личность (рекомендуем иметь при себе и гражданский, и заграничный паспорта); свидетельство о браке (если мать состоит в браке с отцом ребенка); переведенная на русский язык и нотариально заверенная копия вида на жительство в БиГ (при наличии).

Я гражданка России, отец ребенка – гражданин БиГ. Можем ли мы зарегистрировать рождение ребенка в консульском отделе?

- Нет, в соответствии с действующим российским законодательством консульский отдел осуществляет регистрацию рождения детей, родители (единственный родитель) которых являются гражданами Российской Федерации.

А что мне делать в этом случае?

- Вы можете зарегистрировать рождение ребенка в местных боснийских органах ЗАГС (боснийские документы ЗАГС принимаются на территории Российской Федерации без легализации при наличии нотариально заверенного перевода).

Что такое Форма №2? И в целом какое заявление нужно подавать?

- Для регистрации в консульском отделе Посольства рождения ребенка, родители которого состоят в браке на момент рождения ребенка, подается Форма №1. Если мать не состоит в браке с отцом либо является единственным родителем, то подается Форма №2. Обращаем внимание, что бланк заявления распечатывается двусторонним, а все графы заполняются на русском языке, в том числе адрес проживания.

Можно ли заполнить заявление на компьютере? Или обязательно от руки?

- Оба варианта допустимы.

Мать ребенка все еще лежит в больнице, может ли отец прийти один регистрировать рождение? 

- Может. Законодательно предусмотрено, что с заявлением о рождении ребенка могут обратиться оба родителя, один из родителей или уполномоченное лицо.

А как мы можем уполномочить кого-либо подать заявление за нас?

- Вы можете в простой письменной форме уполномочить другое лицо сделать заявление о государственной регистрации акта гражданского состояния путем заполнения в заявлении графы "С заявлением уполномочен обратиться" либо составления доверенности в простой письменной форме, при этом форму заявления о рождении заполняет и подписывает уполномоченное лицо, а в доверенности должно содержаться волеизъявление родителей по вопросу выбора имени ребенка и внесения сведений о национальности родителей в свидетельство о рождении.

Нужно ли переводить медицинскую справку, если она на боснийском языке?

- Все подаваемые для регистрации рождения документы, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть нотариально удостоверена.

Примут ли медицинскую справку, заверенную только электронной подписью?

- Нет. Медицинская справка о рождении ребенка обязательно должна быть заверена печатью медицинского учреждения и подписью (либо личной печатью) уполномоченного лица.

В течение какого времени после рождения необходимо обратиться с заявлением о регистрации рождения ребенка?

- Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.

Я не состою в браке с матерью ребенка, но хочу, чтобы я был внесен в свидетельство о рождении как отец, что мне делать?

- В подобном случае возможно одновременно с регистрацией рождения произвести регистрацию установления отцовства. В дополнение к Форме №2, заполненной матерью, подается совместное заявление об установлении отцовства Форма №15.

Я одинокая мать, в браке не состою, как мне указывать сведения об отце?

- Сведения об отце ребенка, родившегося у одинокой матери, могут быть внесены по заявлению матери ребенка. Фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию. Внесенные сведения не являются препятствием для решения вопроса об установлении отцовства. По желанию матери сведения об отце ребенка в заявление о рождении ребенка могут не вноситься.

Сколько времени занимает оформление свидетельства о рождении и сколько это стоит?

- Регистрация рождения производится в день представления в консульский отдел всех необходимых документов, осуществляется бесплатно.

Добрый день, мы уже зарегистировали рождение ребенка в боснийском ЗАГС, можем ли мы получить свидетельство о рождении российского образца в консульском отделе?

- Нет. В соответствии с российским законодательством документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (как в случае с документами, выданными боснийскими органами ЗАГС, легализация которых не требуется). Соответственно, при регистрации рождения ребенка в боснийском ЗАГС повторная регистрация в консульском отделе Посольства не производится.


2) Государственная регистрация заключения брака в консульском отделе Посольства:

Какие документы нужны для регистрации брака?

- Заявление о заключении брака; документы, удостоверяющие личности вступающих в брак (рекомендуем иметь при себе и гражданский, и заграничный паспорта); документы, подтверждающие прекращение предыдущего брака (если заявители состояли в браке ранее); документы, подтверждающие проживание на территории БиГ.

Я гражданка России, будущий супруг – гражданин БиГ. Можем ли мы зарегистрировать брак в консульском отделе?

- Нет, в соответствии с действующим российским законодательством консульский отдел осуществляет регистрацию брака только между гражданами Российской Федерации.

А что мне делать в этом случае?

- Вы можете зарегистрировать брак в местных боснийских органах ЗАГС (боснийские документы ЗАГС принимаются на территории Российской Федерации без легализации при наличии нотариально заверенного перевода).

Что делать, если мой муж в командировке и не может прийти вместе со мной, чтобы подать заявление?

- Вам необходимо представить заявление по Форме №7, заполненное Вами, и Форме №8, заполненное Вашим женихом. Форма №8 подается в случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности лично явиться в консульский отдел Посольства для подачи совместного заявления. Подпись на Форме №8 должна быть нотариально удостоверена. 

Можно ли заполнить заявление на компьютере? Или обязательно от руки?

- Оба варианта допустимы. Бланк заявления распечатывается двусторонним.

Через сколько времени после подачи заявления произойдет регистрация брака?

- Государственная регистрация брака производится, как правило, по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака. При наличии уважительных причин по совместному заявлению лиц, вступающих в брак, государственная регистрация брака может быть произведена ранее, чем по истечении месяца, а также перенесена на другую дату и (или) время. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Можно прийти и получить свидетельство в одиночку?

- Нет. Регистрация заключения брака производится только в присутствии обоих лиц, вступающих в брак. В случае, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак. 

Можно ли мужу взять фамилию жены?

- Возможно. При регистрации заключения брака супруги по своему желанию могут выбрать общую фамилию или оставить свои добрачные фамилии. В качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия мужа либо жены или фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа. Общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом. Выбранную фамилию супруги указывают в соответствующих строках (мужу, жене) после строки "Просим после заключения брака присвоить фамилии".

Мы зарегистрировали брак в боснийском ЗАГСе, можно ли получить свидетельство о заключении брака российского образца в Посольстве?

- Нет. В соответствии с российским законодательством документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (как в случае с документами, выданными боснийскими органами ЗАГС, легализация которых не требуется). Соответственно, при регистрации заключения брака в боснийском ЗАГС, повторная регистрация в консульском отделе Посольства не производится.

Справка для заключения брака в Боснии и Герцеговине
(о брачной правоспособности)

Действующим российским законодательством не установлен порядок оформления и выдачи справок об отсутствии препятствий для вступления в брак на территории иностранного государства. В этой связи в качестве документа о брачной правоспособности консульский отдел Посольства оформляет нотариальное удостоверение подлинности подписи гражданина Российской Федерации под его личным заявлением об отсутствии препятствий к заключению брака на территории Боснии и Герцеговины.

Для оформления данной справки необходимо лично предоставить:

  • действительный документ, удостоверяющий личность гражданина РФ (внутренний или заграничный паспорт), а также копию страниц паспорта с личными данными и фотографией;
  • в случае если заявитель ранее состоял в браке, предоставить оригинал свидетельства о расторжении брака.

Справка оформляется в виде нотариального действия - свидетельствования подлинности подписи.

При перемещении любым способом через таможенную границу гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших пошлина не взимается. Таможенное декларирование осуществляется путем подачи заявления в произвольной форме лицом, сопровождающим гроб с телом (останками) или урну с прахом (пеплом) умершего.


При ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза урн с прахом (пеплом) и гробов с телами (останками) умерших представляются следующие документы:

  • свидетельство о смерти, выданное уполномоченным учреждением страны отправления, либо медицинское свидетельство о смерти, либо нотариально заверенные копии этих документов;
  • акт (справка) в произвольной форме организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.

При вывозе к вышеперечисленному добавляется заключение в произвольной форме местных органов государственного санитарного надзора о возможности эксгумации в случае перезахоронения;

Ранее действующий порядок пропуска гробов и урн с прахом умерших (указание Государственного таможенного комитета от 22.07.1992 г. № 01-12/80), предусматривавший выдачу в дипломатическом представительстве или консульском учреждении справки об отсутствии в гробе или урне посторонних вложений, а также опечатывание в загранучреждении гроба или урны, ввозимых в Российскую Федерацию, отменен (приказ Федеральной таможенной службы РФ «О признании утратившим силу некоторых правовых актов ГТК (ФТС) России» от 11.08.2011 г. № 1645).