Посольство Российской Федерации в Боснии и Герцеговине
Телефон: (8-10-387-33) 668-147
/
10 февраля / 2016

О статье Посла России в БиГ П.А.Иванцова по случаю Дня дипломатического работника

10 февраля 2016 г. агентством «СРНА» опубликована статья Посла России в БиГ П.А.Иванцова «Российская дипломатия: история и современность».

Российская дипломатия: история и современность

31 октября 2002 года Указом Президента Российской Федерации был учрежден новый профессиональный праздник – День дипломатического работника, который отмечается 10 февраля. Именно на этот день 1549 года приходится наиболее раннее упоминание Посольского приказа – первого внешнеполитического ведомства России. Однако отсчет времени своего существования Министерство иностранных дел берет с 1802 года, когда Императором Александром I было сформировано новое ведомство – Министерство иностранных дел.

Этот праздник новый, появившийся совсем недавно – четырнадцать лет назад, стал своего рода признанием заслуг российской дипломатии в деле защиты и упрочения международного мира и стабильности, защиты внешнеполитических интересов России.

Министерству иностранных дел России чуть более двух столетий, но история российской дипломатии началась с заключения князем Олегом мирного договора с византийцами. За прошедшее с того момента тысячелетие менялись князья, цари, императоры, названия государств, в том числе и самой России, появлялись и исчезали межгосударственные союзы, но ключевой особенностью российской дипломатии была и остается готовность и умение слушать и слышать противоположную сторону, что является основой для эффективного политического диалога – главной задачи современной дипломатии.

Россия всегда действовала как самостоятельная сила, но в то же время она никогда не отстранялась от участия в мировых политических процессах, никогда не строила «великие китайские стены», а, скорее, пыталась «прорубить окно» в иногда абсолютно глухой «стене» непонимания ее чаяний и устремлений.

Наша дипломатия «прорубала окно в Европу» не только во времена Великого Посольства Петра I, но и в 1922-23 гг. на Генуэзской и Лозаннской конференциях вопреки нежеланию их хозяев прислушаться к голосу молодой советской республики, провозгласившей актуальные и по сей день принципы мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества государств с различным социальным строем, верховенства дипломатических методов и «морального авторитета» над методами насильственными.

Важно вспомнить, что известные разоруженческие гаагские конференции берут свое начало с инициативы еще императорского Санкт-Петербурга о созыве международного форума по вопросам «обсуждения наиболее действенных средств обеспечения всем народам истинного и прочного мира». Первая конференция состоялась в Гааге в 1899 году, и не вина России, что у 26 участников встречи были слишком разные цели и задачи.

Самопожертвование, верность долгу, любовь к Родине – это вечные атрибуты российского дипломата. Гибель в Тегеране мужественного «Вазир Мухтара » - А.Грибоедова – поэта, дипломата, автора Туркманчайского мирного договора с Персией, Российского Императорского Консула в македонском городе Битоле А.Ростковского, смерть посла в Белграде Н.Гартвига , дипломатического курьера Т.Нетто. Длинный список сотрудников российской и советской дипслужбы, погибших или умерших в мирное время при исполнении служебного долга, продолжен нашими коллегами-современниками, павшими от рук террористов в Абхазии, Ираке и Афганистане.

Особенно ярко эти качества проявились в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда на фронт ушла почти половина сотрудников Народного Комиссариата Иностранных дел. Но даже в этих сложнейших условиях советским дипработникам удалось выстроить со странами, имевшими непростые отношения с Советским Союзом, единую антигитлеровскую коалицию, без чего Победа над фашизмом обошлась бы человечеству еще дороже.

Одним из важнейших итогов Второй мировой войны стало образование Организации Объединенных Наций. Выработанные делегатами государств-учредителей ООН универсальные правила и механизмы сегодня позволяю эффективно реагировать на стоящие перед народами планеты вызовы и угрозы. 

Усилия дипломатов двух «сверхдержав» - СССР и США - помогли отвести угрозу ядерной войны, к которой могла привести война «холодная». Сразу после завершения Карибского кризиса в 1963 г. представители СССР, США и Великобритании подписали Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех сферах – первое крупное соглашение в области ограничения ядерных вооружений.

Сегодня никто не оспаривает тот факт, что мир после окончания «холодной войны» оказался более сложным, чем ожидалось. Тогда мы искренне верили, что вступление России в сообщество демократий в корне изменит природу международного взаимодействия. Для этого были созданы все необходимые предпосылки. Возникли условия для налаживания подлинно равноправного сотрудничества между Россией, Европой и Северной Америкой как тремя ветвями европейской цивилизации.

Увы, не все смогли отказаться от идеологических стереотипов, двойных стандартов и шаблонов блокового мышления. Мир стал более нестабильным и взрывоопасным. Многие старые конфликты не урегулированы. Некоторые загнаны вглубь и продолжают тлеть. Односторонние силовые действия привели к созданию региональных зон напряженности. Поднял голову терроризм, который рассматривается сегодня в качестве главной угрозы международной стабильности и безопасности.

Сейчас трудно найти более важный вопрос, чем определение современного этапа мирового развития. На целом ряде важнейших направлений постепенно накапливается «критическая масса» перемен в системе международных отношений. Речь фактически идет о качественном изменении геополитической ситуации.

На этом фоне становится очевидным, что попытки выстраивать международные отношения по принципу «кто сильнее тот и прав» носят откровенно дестабилизирующий характер. Особенно это касается проводившегося в течение последнего периода курса наших западных коллег на сохранение любыми средствами своего доминирования в мировых делах, на захват геополитического пространства в Европе. От стран СНГ, наших ближайших соседей, связанных с нами столетиями в экономическом, гуманитарном, историческом, культурном и даже в семейном плане, требовали сделать выбор – «либо с Западом, либо против Запада». Это логика игр с нулевым результатом, которую, вроде бы, все хотели оставить в прошлом, продолжает превалировать.

Не выдержало испытания на прочность стратегическое партнерство России и Европейского союза, который предпочел конфронтационный путь развитию механизмов взаимодействия. Как тут не вспомнить об упущенной возможности реализовать выдвинутую Канцлером А. Меркель в июне 2010 года в Мезеберге инициативу создания комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности на уровне министров иностранных дел. Россия поддержала эту идею, но Евросоюз ее отверг. А ведь такой механизм постоянного диалога (если бы он был создан) позволял бы более оперативно и эффективно решать проблемы и заблаговременно снимать взаимные озабоченности.

Россия будет и далее добиваться установления прочного мира на Украине, противодействовать целенаправленным акциям по героизации нацистских преступников, вести непримиримую борьбу с терроризмом и экстремизмом.

Напомню, что на начальном этапе сирийского конфликта многие на Западе призывали не преувеличивать угрозу экстремизма и терроризма, утверждая, что она потом как-нибудь сама "рассосется", что главное – добиться смены режима в Дамаске. Мы видим, что из этого вышло. Огромные территории на Ближнем Востоке, в Африке, афгано-пакистанской зоне становятся подконтрольными боевикам «Исламского государства». Экстремизм выплескивается в другие регионы, включая Европу, которая уже страдает от прибывающих на континент из горящих точек беженцев. Взрывоопасный характер приобретает ситуация с ближневосточным урегулированием, в других зонах региональных конфликтов. Адекватной коллективной стратегии по сдерживанию этих вызовов до сих пор не выработано, а она необходима.

Россия твердо и последовательно выступает за то, чтобы международное право продолжало быть основой мировой политики. Фундаментом современного миропорядка должны оставаться его общепризнанные правовые принципы и нормы. Именно они являются основой деятельности российских Военно-космических сил в Сирии.

Важно, чтобы все осознали реальные масштабы рисков. Пора избавиться от привычки рассматривать каждую проблему отдельно. Необходимо оценить обстановку комплексно.

Позиция России направлена на отстаивание концепции коллективного поиска решений. Мы за устранение нарастающих политических, экономических и военных рисков. Приоритетная задача  - выработка такого мироустройства, которое гарантировало бы стабильность и безопасность на всех уровнях.

Россия привержена совершенствованию и углублению добрых и взаимовыгодных отношений с Боснией и Герцеговиной.

В 2015 году исполнилось двадцать лет со дня парафирования Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине. Благодаря его последовательному воплощению в жизнь удалось добиться значительных результатов в посткризисном восстановлении страны и развитии двух составляющих ее энтитетов – Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины. Модернизированы ключевые объекты транспортной и социальной инфраструктуры, идут экономические реформы. БиГ успешно выстраивает свою внешнюю политику, в 2010-2011 гг. принимала активное участие в деятельности Совета Безопасности ООН в качестве его непостоянного члена. В 2015 г. председательствовала в Комитете министров Совета Европы, что было высоко оценено всеми государствами СЕ. 

Опыт посткризисного урегулирования недвусмысленно подтверждает, что эффективность стабилизационных процессов может быть обеспечена только при наличии у всех вовлеченных сторон стремления к конструктивной работе, определению и реализации совместных интересов. Заложенная в Мирное соглашение по БиГ философия партнерства как единственного пути к преодолению межнациональных и межконфессиональных расхождений и консолидации общества является ключевым условием восстановления взаимного доверия между населяющими БиГ народами.

Добиваясь понимания своей позиции, Россия стремится к диалогу. Наша страна никогда не навязывала своих ценностей, не читала нравоучительных нотаций, не давила и не выдавливала из суверенных государств нужные себе политические решения. Мы должны помнить об ответственности, которая на нас лежит. 

Источник: http://www.srna.rs/novosti/375072/ruska-diplomatija---istorija-i-savremenost-.htm