Комментарий по НАТО
В связи с многочисленными публикациями, воспевающими якобы преимущества членства Боснии и Герцеговины в Североатлантическом альянсе, хотели бы изложить свою точку зрения по этому вопросу.
Одним из основных тезисов в пользу евроатлантической интеграции БиГ, по утверждениям, является психологическо-эмоциональный аспект. Мол, НАТО – «самый могущественный альянс в мире», способный установить долгосрочный мир и стабильность в регионе, в котором «традиционно бурлят разногласия и высок конфликтный потенциал», в результате чего «европейское пространство станет более компактным, а политика государств-членов – предсказуемой».
Но разве НАТО – это психиатрическая лечебница, которая призвана избавлять своих пациентов от существующих страхов и фобий? Возникает логический вопрос: кого боится Босния и Герцеговина? От кого должны защищать ее союзники по блоку?
Позиция России по вопросу расширения НАТО хорошо известна. В случае практического сближения БиГ и НАТО наша страна будет вынуждена реагировать на этот недружественный шаг. Ведь ни один раунд расширения альянса не улучшил отношений России с новыми адептами НАТО. Само по себе расширение ослабляет региональную безопасность и стабильность, генерирует психологию прифронтовых государств, создавая, по сути, новые либо передвигая старые разделительные линии в Европе, противоречит потребности появления качественно новой системы коллективной безопасности континента, которая как раз нуждается в объединении усилий в борьбе с новыми угрозами и рисками.
Вместо этого смыслом существования Североатлантического альянса, превратившегося в геополитический проект Запада, является борьба с Россией, а вступление в него заставит Сараево принимать сторону в военно-политическом противостоянии, философию которого американцы, а вслед за ними и НАТО навязывают Европе. Разве к этому стремится БиГ?
Более того, уверены, что механическое расширение НАТО – это инерция прошлого, увековечивание блоковых подходов времен Холодной войны, которая, напоминаем, уже давно закончилась. Об этом, к сожалению, наши партнеры в Брюсселе регулярно забывают.
Что же касается главной реальной угрозы современности – террористической, то НАТО, как показывает практика, ответ ей дать не в состоянии. Более того, действия союзников в Ираке, затем в Ливии, да и в других странах ближневосточного региона, включая Сирию, только плодят экстремизм, сеют хаос и создают питательную почву для появления новых террористических ячеек, целью возмездия которых становятся в т.ч. государства, входящие в блок. Об этом также следовало бы задуматься боснийско-герцеговинским властям, учитывая тот факт, что некоторые граждане БиГ воевали в Сирии на стороне боевиков, а сейчас массово возвращаются на родину.
Еще одним мифом является то, что НАТО – это примирительная структура, способствующая поиску общих точек соприкосновения между ее членами. Достаточно привести пример перманентно конфликтующих между собой Турции и Греции, отношения которых за время нахождения в блоке ничуть не улучшились.
Вступление в НАТО также автоматически не выправит социально-экономическое положение БиГ, на что многие сторонники альянса здесь так рассчитывают. Ведь вожделенное членство в организации подразумевает не только использование его возможностей, но и возложение на себя определенного набора обязательств. Готова ли БиГ отправлять свою молодежь в отдаленные уголки планеты погибать за чужие геополитические интересы? Существенно увеличить свои военные расходы вместо направления этих средств на решение насущных проблем, которых в БиГ и так хватает?
Не смог альянс адекватно отреагировать и на свирепствующую на планете пандемию коронавирусной инфекции COVID-19. Ни для кого не секрет, что страны-члены НАТО являются одними из самых пострадавших в мире и испытывают серьезные трудности в борьбе с эпидемией.
В отличие от западных партнеров мы не навязываем выбор внешнеполитических приоритетов. Но при этом призываем боснийско-герцеговинских друзей основательно задуматься, взвесив все за и против, учесть мнение всех жителей страны, далеких от консенсуса по данному вопросу, присмотреться к успешному примеру таких динамично развивающихся, не присоединившихся к НАТО стран как Австрия, Ирландия, Швейцария, Швеция и Финляндия.