Посольство Российской Федерации в Боснии и Герцеговине
Тел.: (+387 33) 668-147
/
12 ноября / 2015

Интервью Посла России в БиГ П.А.Иванцова изданию «Независне новине»

«Несмотря на разные позиции по многочисленным вопросам, и Россия, и США желают мира, стабильности и развития во всем регионе», – заявил Посол России в БиГ П.А.Иванцов.

«Так скажем, сейчас в БиГ мы сотрудничаем по проблематике системы образования. Как я, так и моя американская коллега считаем, что эти вопросы необходимо решать посредством внутреннего диалога, который мы поддерживаем», – сказал он.

Одна из проблем, по которой они не могут достичь договоренности, – это вопрос о референдуме в Республике Сербской. П.Иванцов считает, что речь идет о демократическом волеизъявлении граждан энтитета о ситуации с системой правосудия на уровне БиГ.

Давая оценку докладу Высокого представителя в БиГ Совету Безопасности ООН, П.А.Иванцов не только повторил, что доклад направлен против РС, но и подчеркнул, что санкции не могут быть решением, поэтому необходим диалог.

– Российская делегация в СБ ООН поддержала резолюцию о продлении мандата Евросилв БиГ, а в прошлом году воздержалась. Что явилось причиной такого голосования в этот раз?

– Мы всегда придерживались позиции, что миссия Евросил является инструментом для имплементации Дейтонского соглашения и что продление мандата необходимо в контексте Дейтона. Если помните, с 2004 г. мы постоянно поддерживали продление мандата Евросил. Исключением стал прошлый год, когда мы воздержались при голосовании, но причиной тому послужило не то, что мы против миссии, а то, что текст резолюции был перегружен вопросами, которые не имеют отношения к выполнению миссией своего мандата. В центре ее внимания были вопросы из евроатлантической повестки, функционирования Аппарата Высокого представителя (АВП) и прочие проблемы, не имеющие отношения к мандату. В этом году совместно с нашими партнерами мы пришли к компромиссу, базирующемуся на российском техническом проекте резолюции. Она включает и некоторые вопросы, важные для наших партнеров.

– Значит, речь идет о понятии «евроатлантической интеграции»?

– Совершенно верно. Этот вопрос не входит в мандат Евросил. В тексте упоминается НАТО, однако лишь в контексте поддержки миссии Евросил в рамках реализации мандата.

– В какой степени принятая резолюция отличается от прошлогодней, которую Вы не поддержали?

– Некоторые положения остались без изменений, но все они относятся к осуществлению миссией Евросил своих задач.

– Когда мы говорим о евроатлантической интеграции, какова позиция России сегодня по вопросу о возможном членстве БиГ в НАТО?

- Не считаем, что расширение НАТО на европейском континенте может повысить уровень безопасности. Напротив, мы считаем, что это привело бы к дополнительному размежеванию и росту напряженности и в этом регионе, делая выводы, например, по событиям в Черногории. Хотя, конечно, НАТО – это только один из спорных внутричерногорских вопросов. Кроме того, нужно принимать во внимание, что в БиГ не существует консенсуса относительно членства в НАТО, так как в части БиГ, а именно в РС, не считают, что сейчас для этого подходящее время. Лидеры РС открыто заявляют, что присоединение возможно только после проведения референдума о НАТО в РС, в соответствии с дальнейшими шагами соседней Сербии на этом пути.

- Какие тезисы российской делегации на заседании Совета Безопасности вы бы выделили как самые важные?

- Конечно, полный текст выступления вы можете найти в Интернете. В целом наш представитель говорил о том, что ситуация в БиГ стабильна и   не несет угрозы миру в регионе. Разбирая выступление [доклад Высокого представителя в СБ], он подчеркнул, что Высокий представитель не продемонстрировал глубокого анализа ситуации в БиГ. Вместо этого ВП сфокусировался на нескольких наугад выбранных темах, проявив свое необъективное и пристрастное отношение не в пользу РС.

- В прессе постоянно упоминаются возможные санкции в связи с решением Народной скупщины РС о проведении референдума. Действительно ли, по вашей оценке, санкции последуют в ближайшее время?

- Санкции, которые вы упомянули, связаны с решением о референдуме, который власти РС хотят провести в соответствии с современными демократическими традициями. Поводом к проведению референдума стал тот факт, что значительная часть населения РС недовольна тем, как осуществляется правосудие на общебоснийском уровне. И не думаю, что это для кого-то секрет. И само международное сообщество признает, что государственное правосудие не только неэффективно, но и необъективно в значительном числе случаев. Что-либо предпринять пытались в рамках «структурного диалога» под руководством ЕС, но, к сожалению, «диалог» так и не привел к ожидаемым результатам. Наши принципы заключается в том, что позицию избранных сербских лидеров нельзя игнорировать, это было бы недемократично. Мы считаем, что вместо этого необходимо побороть корень зла в системе правосудия, чего никак невозможно добиться санкциями. Санкции лишь привели бы к увеличению уровня напряженности в БиГ. Вместо санкций необходимо начать диалог и провести подробный анализ проблем в системе боснийского правосудия.

- Очевидно, что США и Россия по-разному смотрят на ситуацию в БиГ, а в свете последних участившихся конфронтаций по всему миру, следует ли гражданам БиГ беспокоиться о том, как это может на них отразиться?

- Я бы не стал рассматривать наши отношения с США, тем более в этом регионе, таким образом. Конечно, наши взгляды разнятся по множеству международных вопросов, но ошибочно расценивать их в этом ключе и использовать термины «конфронтация» или «холодная война». Это не в духе примирения. Хотя у нас и разные позиции, и мы, и США желаем видеть мир, стабильность и развитие целого региона. Это основание для сотрудничества и, думаю, что мы хорошо сотрудничаем по ряду вопросов и с США, и с нашими европейскими партнерами.

- Можете ли привести конкретный пример такого сотрудничества в БиГ?

- Так скажем, в настоящее время в БиГ мы сотрудничаем по проблематике системы образования. И я, и моя американская коллега считаем, что эти вопросы необходимо решать посредством внутреннего диалога. Мы оба это поддерживаем.

- На следующей неделе мы отмечаем 20-летие Дейтонского мирного соглашения. Как Вы его оцениваете?

- Годовщина – это повод оглянуться и проанализировать успехи, которых мы достигли, а также наметить планы на будущее. Мы уверены, что за прошедшие 20 лет Дейтон показал себя как надежный фундамент не только для окончания войны, но и для поддержания мира и процесса примирения. Главная ценность Дейтона заключается в том, что он создал политическую систему, хотя и с непростой структурой государственного устройства. Однако, как вы знаете, она отражает структуру самой страны, являющейся мультиэтнической и мультирелигиозной. Дейтон установил ясные принципы для функционирования государства. Важно, чтобы граждане БиГ строили свое будущее, руководствуясь этими принципами. Основа для диалога существует и она закреплена в принципе существования трех конституционных народов и двух энтитетов. Дейтонское соглашение необходимо использовать на благо независимому  развитию и консенсусу внутри БиГ, без вмешательства и руководства извне. Решения должны приниматься на основании договора между самими боснийцами.