Посольство Российской Федерации в Боснии и Герцеговине
Тел.: (+387 33) 668-147
/
09 октября / 2015

Интервью Посла России в БиГ П.А.Иванцова газете «Пресс-РС»

Перевод с сербского

Посол России в Биг Петр Иванцов в эксклюзивном интервью для «Пресс-РС» заявил, что инициатива проведения референдума в РС возникла в результате многолетнего нарушения гарантированных конституцией страны гражданских прав, низкой эффективности и откровенной предвзятости общебоснийских органов правосудия, и что подход некоторых международных официальных лиц «референдуму нет, и точка», мягко говоря, неконструктивен!

Иванцов высказался против «легкомысленного развешивания ярлыков» и угроз санкциями властям РС, подчеркнув, что Аппарат Высокого представителя как механизм внешнего протектората себя изжил и пришло время сворачивать этот «эксперимент».

«Если международное сообщество действительно желает добра этой стране – его первостепенная задача состоит в том, чтобы прекратить унизительную опеку над независимым боснийско-герцеговинским государством, перестать диктовать правила поведения его демократически избранным представителями, читать лекции о том, что БиГ должна делать, а что нет. Совершенно недопустимо, что в роли наставников стремятся выступать многие иностранные посольства», - отметил Иванцов.

Что ВЫ думаете о намерении властей РС провести референдум о правосудии в БиГ?

«Референдум в РС – это не тот случай, который можно описать одним-двумя словами, быстро и просто квалифицировать на предмет соответствия Дейтону, на этом поставить точку и успокоиться. Проблема гораздо серьезнее и глубже, чем сам референдум. Инициируемый властями РС опрос общественного мнения в энтитете, абсолютно укладывающийся в современные демократические традиции, по сути, является ясным и отчетливым проявлением того, что часть населения БиГ категорически не удовлетворена тем, как правосудие отправляется на общегосударственном уровне».

Какую причинно-следственную связь Вы видите в этом?

«Это значит, что гарантированные Конституцией БиГ права и свободы граждан ущемляются и не находят должной реакции со стороны тех, кто обязан следить за их реализацией. Люди не могут добиться правды, годами, десятилетиями. Вряд ли кто-то будет возражать, что подобная ситуация неприемлема. Не секрет, что низкая эффективность и откровенная предвзятость общебоснийских органов правосудия признается всеми внутриполитическими силами и международным сообществом».

И что конкретно предпринимается в этой связи?

«Проблема в том, что реальных практических шагов по ее исправлению никто не делает. Так называемый «структурный диалог» к ощутимым результатам не привел, и как мы видим из последнего раунда, его участников больше разъединяет, нежели объединяет. А вместе с тем, страдают люди, лишенные возможности отстаивать свои права. Убеждены, что нельзя игнорировать солидарную позицию законно избранных представителей граждан РС. Это значило бы закрыть глаза на серьезнейшую проблему и отвернуться от нее. Это легко – дать некую юридическую квалификацию явлению, не вникая в его суть, отталкиваясь от субъективного и поверхностного его понимания. Гораздо сложнее спокойно, взвешенно проанализировать истоки проблемы и постараться воздействовать на них».

Как Вы оцениваете предостережения международного сообщества о возможных санкциях в отношении представителей власти в РС в случае, если они не откажутся от идеи проведения референдума?

«Рассматриваем заявления ряда наших коллег по международному сообществу в связи с инициативой о проведении референдума. Для них все очень просто: «референдуму нет, и точка»! Такой, мягко скажем, не вполне конструктивный подход нас ведет в никуда и закрывает всякую возможность диалога. А он необходим, проблема в связи с правосудием действительно существует и она действительно серьезна. Убеждены, что роль международного сообщества в БиГ состоит не в том, чтобы «развешивать ярлыки» и грозить наказанием, очевидно преследуя при этом свои собственные, я бы даже сказал, эгоистические интересы, но в том, чтобы непредвзято поощрять процессы национального примирения и доверия, а угрозы санкциями способствовать этому не могут. Как показывает опыт, попытки навязать решения со стороны не работают. Хотел бы еще добавить, что вынесенные на повестку референдума вопросы напрямую связаны с последствиями неоправданного вмешательства извне во внутрибоснийские процессы».

Все же, как поведет себя Россия, если АВП использует «боннские полномочии» и гипотетически введет санкции против властей РС?

«Мы выступаем категорически против использования Высоким представителем т.н. «боннских» полномочий. Это анахронизм! Мы уже много раз говорили о том, что АВП как механизм внешнего протектората себя изжил и теперь только мешает боснийскому обществу развиваться самостоятельно, без оглядки на зарубежных «наставников», думать своей головой, принимать собственные решения и отвечать за них перед самим собой. Эксперимент с внешним протекторатом пора сворачивать, это совершенно очевидно, он только мешает».

Представители посольства США недавно заявили, что влияние России в БиГ преувеличено, и учитывая объемы внешней торговли, гораздо важнее – действия стран ЕС. Что представляет собой влияние России в БиГ сегодня?

«Думаю, не вполне правильно описывать ситуацию в регионе с точки зрения т.н. «влияния» здесь со стороны кого бы то ни было. Это риторика «холодной войны» и она более не уместна. Россия не стремится где-либо «влиять», мы в эти игры не играем. Задача нашей внешней политики и посольства в БиГ – развивать равноправные, взаимоуважительные и взаимовыгодные отношения. И это нам удается, несмотря ни на что. Отрицать, что Россия – важный и нужный партнер БиГ, - значит идти против истины. Мы никогда не препятствовали расширению связей БиГ со всеми внешними партнерами, в т.ч. с Евросоюзом».

Скоро исполняется 20 лет с момента подписания Дейтонского соглашения. Есть ли у Вас какая-либо информация, что к этому событию готовится некая инициатива по внесению изменений в конституцию? Как Вы думаете, необходимы ли они?

«Не думаю, что есть основания предполагать, что 20-летие Дейтона будет или должно быть отмечено некими конституционными изменениями. Это не тот «подарок», чтобы приурочивать его к юбилею, но повод подумать о том, что было сделано за прошедшее немалое время и наметить планы на будущее. В плане конституционного устройства БиГ, на наш взгляд, все предельно ясно. Конституция страны, неотъемлемая часть мирного соглашения, создает вполне четкую, хотя и не простую структуру государственного устройства, учитывает многочисленные особенности БиГ, вводит понятные принципы функционирования системы. К сожалению, наши международные партнеры неоднократно предпринимали попытки «наладить» то, что работает не так, как им хотелось бы».

Такое вмешательство упростило или дополнительно осложнило ситуацию в БиГ?

«Неоправданным вмешательством они только внесли большую сумятицу и неразбериху, усложнили и без того непростую ситуацию. Подчеркиваю, это не дело международного сообщества – определять, в какую сторону БиГ должна двигаться, к унитаризации или децентрализации, в направлении Евросоюза, НАТО или куда-то еще. Все это – исключительная прерогатива народов БиГ, их суверенное решение в строгом соответствии с Дейтонскими принципами».

Как Вы рассматриваете политику России в БиГ на протяжении последних 20 лет?

«За эти годы сделано немало, объективно, мы – один из ведущих политических и торгово-экономических партнеров БиГ, входим в число крупнейших инвесторов. Продолжаем кропотливую работу по дальнейшему совершенствованию всего комплекса наших связей, уделяя большое внимание и их культурно-гуманитарному аспекту. Кроме того, видим свою задачу и в том, чтобы своим международным авторитетом и положением всячески содействовать тому, чтобы все нормы и принципы международного права в связи с БиГ, в частности, Дейтонского мирного соглашения, неукоснительно соблюдались, и БиГ, наконец, получила бы возможность самостоятельного развития, без внешней опеки».