Интервью Посла России в БиГ П.А.Иванцова Боснийско-хорватской газете «Вечерни лист» (Мостар)
1. Может, наивный или слишком общий вопрос. Чего Россия хочет на Балканах, а особенно в БиГ?
Россия заинтересована в стабильном и мирном развитии всех балканских стран, включая Боснию и Герцеговину, где мы, как вам известно, самым активным и последовательным образом участвуем в процессе боснийского урегулирования, являемся гарантом Дейтонского соглашения.
Конечно, мы имеем здесь свои интересы, это вполне логично. Они весьма широки и разнообразны и в двустороннем формате охватывают сферы экономики, инвестиций, промышленности, торговли, культуры, образования, религии. Они всегда были солидны и продолжают укрепляться. Примечательно, что все местные стороны позитивно и со встречным интересом относятся к совершенствованию связей с Россией, это суверенный и осознанный выбор народов БиГ.
2. А как Вы прокомментируете обвинения, последовавшие из Вашингтона, согласно которым Россия дестабилизирует балканские страны – Черногорию, Македонию, а через Республику Сербскую и БиГ?
Об этом мы неоднократно говорили. Россия ни на кого не влияет и уж тем более не пытается «расшатать ситуацию». Скорее наоборот. Мы выстраиваем и развиваем взаимовыгодные отношения со всеми странами региона на основе равноправия, диалога и сотрудничества. В начале августа мы перечислили средства в счет погашения клирингового долга. Причем Россия пошла навстречу Боснии и Герцеговине по этому вопросу, погасила деньгами, а не товарами или услугами, как в случае с другими бывшими республиками СФРЮ. При этом, подчеркну, мы не ставили никаких условий. А что касается обвинений в некоем «негативном влиянии» России на Балканах, то они исходят в основном от третьих и весьма далеких стран, тогда как местные политики, в частности, в БиГ, придерживаются порой совершенно противоположной точки зрения.
3. Очевидно, что речь идет о расширении сфер интересов. В чем все-таки заключается различие в подходах США и России в этом регионе?
Опыт многостороннего сотрудничества подтверждает, что успех реализации любых проектов может быть обеспечен только при наличии у всех вовлеченных сторон стремления к конструктивной работе, определению и реализации совместных интересов. Такая философия партнерства, как представляется, остается единственно возможным путем к преодолению межнациональных и межконфессиональных расхождений. Однако сегодня мы вновь наблюдаем знакомые подходы. Боснию и Герцеговину, как и соседние Черногорию и Сербию всеми правдами и неправдами стараются заставить пройти тест на лояльность – «или Россия, или Запад». Мне кажется, что это грубейшая ошибка, нельзя насильно принуждать делать такой выбор, который несомненно может только разделить общество в государствах региона и создать основы для социального конфликта.
В части, касающейся БиГ – это особенно важно. Мы стремимся к долгосрочным контактам и с РС, и с ФБиГ, и со всеми государствообразующими народами. Отмечу, что мы не приемлем санкции, против кого бы они ни направлялись.
4. Недавно в СМИ появилась информация о планах по размещению «российской базы», «агентов ФСБ» в Баня-Луке, которые бы туда перебрались из Ниша. Достаточно неосторожный шаг для шпионов (разумеется вопрос с иронией)?
Разделяю Вашу иронию. Действительно, в последнее время в боснийских СМИ муссируется вопрос о создании некой военной базы в РС, а действующий гуманитарный центр в Нише напрямую называется «шпионским центром». Хотелось бы раз и навсегда закрыть эту тему. Российско-сербский гуманитарный центр в г.Ниш был создан в 2012 г. на основе соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Сербии для решения двух основных задач. Прежде всего, это оперативное реагирование на гуманитарные и техногенные катастрофы в регионе, тушение пожаров, преодоление последствий наводнений. А вторая цель – обучение и повышение квалификации специалистов региона в области ЧС. Насколько мне известно, за эти пять лет в России прошли обучение по курсам противодействия ЧС около десяти представителей БиГ. Вообще взаимодействие с Боснией и Герцеговиной в сфере чрезвычайного реагирования развивается весьма успешно. В 2008 г. был подписан Меморандум о намерениях по сотрудничеству в области предупреждения стихийных бедствий, промышленных аварий и ликвидаций их последствий между МЧС России и Минбезом БиГ. В 2012 г. российский вертолет принимал участие в тушении масштабных лесных пожаров в районе городов Кониц и Мостар. В 2014 г. для пострадавших от разрушительных наводнений в Сараево и Баня-Луку авиация МЧС России доставила в общей сложности 76 тонн гуманитарных грузов – предметов первой необходимости и продуктов питания.
Не стал исключением и этот год. Сейчас в Нише находится пожарный вертолет Ми-8, который участвует в борьбе с пожарами в Сербии. Выводы делать вам, но факты говорят сами за себя.
5. А существует ли шанс, что гуманитарный центр будет открыт в БиГ?
Мы последовательно выступаем за развитие сотрудничества между Россией и БиГ в деле противодействия ЧС. Причем в условиях участившихся природных катастроф такое взаимодействие весьма востребовано.
Этот вопрос поднимался на переговорах с компетентными органами в Сараево и Баня-Луке. Еще в 2015 г. руководство Российско-сербского гуманитарного центра предложило Министерству безопасности Боснии и Герцеговины подписать меморандум о взаимопонимании. В настоящее время документ проходит межведомственное согласование. И, откровенно говоря, «завис» в Минбезе. Полагаем, что подписание такого документа во многом способствовало бы и облегчило взаимодействие между гуманитарным центром в Нише и Минбезом БиГ в деле предотвращения последствий ЧС. Будем работать. Развиваем мы практическое сотрудничество в этой области и с Республикой Сербской.
6. В разведывательных кругах в Сараево утверждалось, что Президент М.Додик об этом в свое время договорился с Президентом России В.В.Путиным?
Видимо, они знают больше, чем я.
7. Вы упомянули о сотрудничестве, которое российские власти развивают с институтами БиГ в области безопасности и защиты в случае ЧС, но здесь встает не менее важный вопрос терроризма. Некоторые в этом видят заговор, работу по подрыву БиГ?
Некоторые боснийские журналисты из числа охотников за сенсациями действительно писали подобные фантастические вещи. По их «конфиденциальной информации» мы уже точно раза два или три «вводили российский спецназ» в Баня-Луку, и даже направляли казачью сотню в РС. Только поспешу огорчить любителей сенсаций – в первом случае речь шла о визите делегации ГУВД г.Москвы в Баня-Луку в 2015 г. и подписании протокола о сотрудничестве и обмене опытом в области противодействия криминалу и терроризму, а во втором – о казачьем хоре, который неоднократно выступал в ряде городов РС по линии сотрудничества в области культуры между нашими странами.
8. Известна позиция Россия о вступлении БиГ в НАТО, с ЕС – другая ситуация. Как бы Вы себя повели в случае, если большинство граждан БиГ на референдуме, без согласия сербов и РС, все же проголосовали за членство в НАТО?
Это гипотетический вопрос, не хотелось бы спекулировать на эту тему. Мы никогда не препятствовали и не препятствуем расширению связей БиГ со всеми внешними партнерами, в т.ч. с Евросоюзом. С кем и как развивать сотрудничество – выбор народов страны. Очевидно, однако, что в боснийско-герцеговинском обществе существует серьезный раскол по вопросу вступления в НАТО. Большинство населения Республики Сербской выступает против членства в этом военном блоке, чьи цели и задачи на современном этапе отнюдь не однозначны и для многих неясны. Не способствовала доверию со стороны сербов к НАТО недавняя история конфликтов в БиГ и Косово в 90-х гг. А игнорирование воли одного из трех государствообразующих народов противоречило бы основам Дейтонского соглашения.
9. Недавно из Берлина послан сигнал о том, что нужно менять Конституцию и избирательный закон для вступления в ЕС. Это дословно означает изменение Дейтонского соглашения. Как Россия смотрит на такую возможность?
Мне не совсем понятно о чем идет речь. Что же касается изменения Конституции ли иного законодательства, то это – решать только Боснии и Герцеговине и никому более. Соответствующие процедуры прописаны. Россия выступает за неукоснительную реализацию Дейтонского мирного соглашения, всех его принципов, на которых основано современное боснийско-герцеговинское общество.
10. Хорваты чаще остальных говорят о неравноправии в БиГ, а несколько раз Россия на заседании Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения (РК СВМС) указывала на эту проблему. Как Вы смотрите на решение хорватского вопроса?
Равноправие трех государствообразующих народов в БиГ – это альфа и омега стабильности внутриполитической ситуации в стране, залог устойчивого развития боснийско-герцеговинского общества. Нарушение этого основополагающего, Дейтонского, конституционного принципа приводит, как мы уже, к сожалению, неоднократно видели на протяжении последнего года, к тяжелым кризисным последствиям, преодолеть которые гораздо сложнее, чем их спровоцировать. Мы с обеспокоенностью и тревогой относимся к подобным проявлениям, убеждены, что проблемы необходимо решать путем равноправного и взаимоуважительного диалога, настраиваем на подобный подход все местные стороны и наших международных партнеров. Это полностью применимо и к «хорватскому вопросу»: проблема действительно существует, замалчивать ее нельзя, искать решение необходимо, и делать это нужно всем заинтересованным силам в Федерации БиГ сообща, в рамках существующих конституционных процедур.
11. Является ли решением федерализация, создание преимущественно хорватской федеральной единицы?
Каким конкретно будет это решение – определять не нам, международному сообществу, но народам суверенной и независимой Боснии и Герцеговины.
12. Должен ли Высокий представитель уйти из БиГ? Действительно ли у АВП нет средств для оплаты аренды здания в Сараево?
Наша позиция в отношении деятельности Аппарата Высокого представителя хорошо известна, мы последовательно выступаем за его скорейшее сворачивание, т.к. не видим существенной добавленной стоимости в продолжении его нахождения в БиГ. Наши партнеры по Руководящему комитету, однако, не вполне разделяют наши оценки, так что АВП пока сохраняется. Его бюджет и персонал из года в год сокращаются. Мы одобрили соответствующие параметры на будущий год. За деталями, думаю, Вам лучше обратиться непосредственно в АВП.
13. Ранее российские дипломаты помогли снять напряженность между ведущими сербскими партиями в БиГ. Как вы сейчас смотрите на фактически начавшуюся «войну до полного истребления» между СНСД и СДС?
Мы не вмешиваемся во внутриполитические вопросы БиГ. Несколько иначе видим ситуацию. Исходим из важности обеспечения дейтонского статуса энтитетов, в т.ч., разумеется, Республики Сербской, с ведущими политиками которой поддерживаем самые добрые отношения.