Интервью Посла России в БиГ боснийско-сербской газете «Глас Српске»
Посол России в БиГ П.А.Иванцов: «Такой внешний фактор лишь сужает возможности внутриполитического диалога».
1. Босния и Герцеговина находится в кризисе. Как бы Вы оценили нынешнюю ситуацию и каковы, по Вашей оценке, основные причины этого кризиса?
Я бы сказал, что фазу собственно кризиса, т.е. резкой перемены состояния дел к худшему, ситуация уже прошла. На мой взгляд, текущее ее состояние можно оценить, как затяжную внутриполитическую рецессию, которая, как мы видим, с каждым днем становится все глубже и охватывает все новые и новые аспекты. Кто-то может сказать, что ничего необычного для БиГ в этом нет, дескать, не в первый раз, уже все это видели. Я все же полагаю, что отличия есть. Налицо беспрецедентное за последние 25 лет падение уровня межнационального доверия и взаимодействия, диалог фактически прекратился, о консенсусном и компромиссном подходе, похоже, вспоминаю только я. А это же основа существования такого многонационального и поликонфессионального государства, как БиГ, с ее сложной административно-территориальной структурой и конституционным распределением полномочий. В основе нынешней рецессии лежит, по моему глубокому убеждению, эгоистическое стремление ряда политических элит фокусироваться на том, чтобы создать своим соседям как можно больше искусственных проблем, ударить побольнее, ткнуть пальцем в глаз, заставить чувствовать себя в подчиненном, ущербном положении. И это вместо того, чтобы сделать акцент на объединительной повестке, которой совсем немало, сосредоточиться на так необходимых социально-экономических преобразованиях, учитывать законные интересы друг друга. Может ли подобный подход способствовать укреплению государственности, как это нам пытаются подать? Я очень сильно сомневаюсь.
2. Каким образом, по Вашему мнению, БиГ окончательно может преодолеть кризисные ситуации и повернуться к демократическому развитию?
Убежден, что ответ на кризисные проявления лежит в плоскости взаимоуважительного диалога. Без того, чтобы слушать и слышать друг друга, принимать во внимание взаимные интересы, стремиться к поиску компромиссных решений, внутриполитического прогресса не обеспечить. Необходимо уже спустя четверть века после подписания Дейтона понять, что три народа имеют равноправный характер. Их интересы имеют равноправный статус. Игнорировать, как мы видим, подходы двух народов по существенным для них вопросам – значит подрывать сами основы дейтонской логики страны. Еще один важный момент здесь – необходимо перестать рассчитывать на то, что в случае кризиса кто-то извне и решит все как надо, надавит на кого-то, кому-то пригрозит санкциями и т.д. Такой внешний фактор лишь сужает возможности внутриполитического диалога.
3. Представители власти Республики Сербской и Хорватское демократическое содружество (ХДЗ БиГ) считают, что БиГ должна заменить судей-иностранцев в Конституционном суде БиГ на местных судей и предложить соответствующий закон, в то же время представители бошнякского народа считают, что иностранные судьи должны остаться в КС БиГ. Действительно ли пришло время, чтобы спустя 25 лет после Дейтона иностранные судьи ушли из КС БиГ?
Убежден, что внесение проекта закона о порядке выбора судей Конституционного суда БиГ в парламентскую процедуру не должно ни для кого представлять проблемы. Это право и обязанность членов парламента. То, что это сделали легитимные представители двух государствообразующих народов, придает такой инициативе весьма солидный вес, акцентирует ее актуальность и значимость. Насколько мне известно, предстоит нормальная работа над проектом, я бы призвал всех членов парламента активно и конструктивно подключиться к ней в целях выхода на консенсусный вариант. Как известно, конституция БиГ предполагает возможность по истечении 5 лет после ее вступления в силу пересмотреть порядок назначения иностранных судей Конституционного суда. Прошло 25 лет. Если два народа считают, что время пришло – не нам ставить это под сомнение. Что могло бы сделать международное сообщество в этой связи – это поддержать такую инициативу и содействовать в ее должном прохождении. Отвергать ее с порога - совершенно неконструктивно.
Тем более, что упразднение института международных судей прописан в реформе системы правосудия, рекомендуемой ЕС.
4. Бошнякские лидеры утверждают, что Аппарат Высокого представителя (АВП) и сам Высокий представитель (ВП) должны использовать свои боннские полномочия, наказать или сместить ряд официальных представителей из РС во главе с М.Додиком, указывая на «красную черту». Как Вы прокомментируете это заявление?
Так называемые «боннские полномочия» давно сданы в архив. На этот счет двух мнений быть не может. Те «золотые» для кого-то времена, когда высокие представители «в режиме диктатора» налево и направо распоряжались судьбами БиГ, ее народов и законных представителей ушло безвозвратно. Настоящее и будущее вашей страны – только в ваших руках. БиГ – суверенное и независимое государство, самостоятельно определяющее и реализующее свои приоритеты на основе положений мирного соглашения. Международное сообщество пока еще присутствует здесь в целях поощрения процессов примирения, содействия демократическому и социально-экономическому развитию страны. Вмешательство с его стороны исключено, Российская Федерация твердо выступает за полную самостоятельность БиГ как равноправного и уважаемого партнера. Убежден, что расчеты на «добрые услуги» со стороны Высокого представителя строить не стоит, не только у нас есть значительное число конкретных замечаний к проводимой им линии, к сильным сторонам которой не относятся непредвзятость, сбалансированность, соответствие реалиям и искренность. Полагаю, вместо того, чтобы «призывать духов», стоило бы сделать шаг навстречу своим внутриполитическим партнерам и начать решать вопросы на основе диалога.
5. Представители РС призвали власти Федерации БиГ (ФБиГ) окончательно определить межэтническую линию, что ФБиГ сделать отказалась. Является ли эта процедура, по Вашему мнению, дейтонским обязательством и как вы прокомментируете подобную реакцию Федерации БиГ?
Задача окончательной делимитации междуэнтитетской линии разграничения прописана в Дейтоне. Не вижу, почему бы профильные органы энтитетов не могли этим заниматься. Тем более не стоит политизировать этот вопрос.
6. Нередко видим оценки, согласно которым Российская Федерация через Республику Сербскую осуществляет свое влияние на территории БиГ и эту часть Балканы. Что Вы думаете по этому поводу?
Размышлениями на тему нашего влияния в БиГ и на Балканах в целом занимаются все, кому не лень, видимо, это стало благодарной темой. Однако должен отметить, что пока еще никому не удалось убедительно сформулировать содержание нашего влияния. Рассуждения по поводу того, что мы, якобы, имеем целью дестабилизацию ситуации, критики не выдерживают, это ничто иное, как банальные вымыслы. Я неоднократно указывал на то, что в категориях влияния мы не работаем. Влиять – значит заведомо не уважать партнеров. Это не наш путь. Мы сотрудничаем с тем, кто в этом заинтересован, и по тем направлениям, которые отвечают взаимным интересам. Наше присутствие в БиГ и энтитетах очевидно, мы один из ведущих торгово-экономических партнеров страны, входим в число крупнейших инвесторов. Где здесь связь с «дестабилизирующими» намерениями?
Республика Сербская – наш дорогой друг, исключительно ценим наше глубокое взаимопонимание, поддерживаем высокий уровень контактов и сотрудничества по самому широкому спектру направлений, продолжаем работу по их развитию. Не вижу ни одной причины, почему это может кому-то мешать. Не нравится наша позиция как государства-гаранта Дейтона в пользу конституционного статуса государствообразующих народов и широких полномочий энтитетов? Извините, но Дейтон – это как суверенитет, независимость и территориальная целостность, так и три народа и два энтитета с прописанными в конституции полномочиями. Можете мне напомнить, когда кто-то из международного сообщества, кроме меня, кончено, вспоминал о трех народах и двух энтитетах с их полномочиями? Не можете, никто этого не помнит. Я все больше убеждаюсь, что дейтонскую логику БиГ давно уже отстаивает только Россия… Мне тут могут напомнить, что Дейтон – это еще и Высокий представитель. Однако решение в пользу сворачивания его Аппарата уже было принято, направление выбрано вполне четко.
7. Турция открывает границы для того, чтобы нелегальные мигранты могли покинуть ее территорию, и, как следствие, Западные Балканы и БиГ могут оказаться под дополнительным ударом мигрантов. Вследствие того, что часть стран ЕС закрывает границы, может ли случится так, что БиГ станет жертвой межконтинентального переселения народов?
Нет смысла спорить с тем, что мигранты идут в Западную Европу, их туда в свое время фактически пригласили, дескать, «примем всех». БиГ их целью не является. Напоминаю, что на пути сюда они, мигранты, уже проходят через территорию Евросоюза – Грецию и Болгарию, которые их до последнего времени пропускали дальше. Вопрос: для чего? Очевидно, чтобы перенести бремя на иные государства, к данному кризису отношения не имеющие. Общеизвестно, что содержание одного мигранта на территории Евросоюза Брюсселю обходится значительно, в разы дороже, чем его размещение в лагере в БиГ. Такое стремление сэкономить наряду с очевидно социально-экономическим интересом создает угрозы общественной безопасности в БиГ. Новые примеры мы видим каждый день. Наблюдаю за политикой министерства безопасности БиГ по данной теме, на мой взгляд, она приобрела значительно более практический и принципиальный характер, чем ранее. Хотел бы также отметить предпринимаемые, наконец, шаги по координации миграционной проблематики с энтитетами и кантонами.