Посольство Российской Федерации в Боснии и Герцеговине
Тел.: (+387 33) 668-147
/
11 октября / 2022

Евразийская интеграция – оплот стабильности современной мировой экономики

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого на данном этапе входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, является примером успешно реализуемого регионального интеграционного проекта.

Евразийская интеграция в том формате, в котором она известна сегодня, развивается с 1 января 2015 г., когда в силу вступил Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. До этого последовательно и в соответствии с логикой построения региональных экономических объединений были пройдены этапы создания зоны свободной торговли и таможенного союза.

ЕАЭС базируется на накопленном государствами-членами богатом опыте взаимодействия в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Единого экономического пространства. При этом Союз не замыкается в себе – учитываются лучшие мировые практики и международный опыт, включая функционирование ЕС и ВТО.

Показательно, что основной задачей Союза в соответствии с упомянутым Договором является повышение благосостояния граждан государств-членов. С этой целью его участники проводят активную работу по формированию общего рынка, который призван обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. На сегодняшний день ЕАЭС – это более 184,3 млн. потребителей. Совокупный ВВП государств-членов Союза составляет свыше 2 трлн долларов США.

Благодаря совместным усилиям Союз выдерживает беспрецедентное давление. При этом принимаемые в рамках ЕАЭС ответные меры направлены не просто на «обход» западных санкций, а на повышение устойчивости всех экономик государств-членов Союза, оказание поддержки предпринимателям и гражданам наших стран. Такой подход отвечает интересам всех участников объединения ввиду взаимозависимости их экономик и участия в едином рынке.

Еще в марте этого года в рамках совместного реагирования стран евразийской «пятерки» на неправомерные санкции недружественных государств был утвержден Перечень мер по повышению устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС. В данном документе ключевое значение придается активизации процесса перехода на национальные валюты во взаимных расчетах, формированию новых логистических цепочек, временному обнулению ставок таможенных пошлин по широкой номенклатуре товаров критического импорта, проработке новых кооперационных проектов, улучшению инвестиционного климата и др.

Одной из приоритетных задач является дедолларизация экономик государств-членов Союза. Доля платежей в нацвалютах во взаимных расчетах стран ЕАЭС уже достигает 75%.

Осуществляется планомерная и кропотливая работа по обеспечению продовольственной безопасности Союза. Для минимизации и управления рисками, возникающими в контексте введения санкций, принимаются все необходимые меры, в том числе таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. На сегодняшний день все пять стран полностью покрывают внутренние потребности по ряду ключевых видов продовольствия и сельхозтоваров за счет их собственного производства. Более того, ЕАЭС – это еще и крупнейший экспортер продукции сельского хозяйства в мире.

Важнейшими конкурентными преимуществами ЕАЭС являются заложенные в его основу принципы равноправия, взаимного уважения и учета интересов всех его участников.

Не выдерживают никакой критики продвигаемые некоторыми ангажированными псевдоэкспертами и СМИ тезисы о «возрождении имперских амбиций России», использовании Москвой евразийских структур для расширения своего геополитического влияния в регионе, а также о доминирующей роли России при принятии решений в ЕАЭС.

Эти мифы легко развенчиваются при трезвом и рассудительном рассмотрении механизма принятия решений в данном интеграционном объединении. Во-первых, в органах Союза, будь то Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет или же Совет Евразийской экономической комиссии, принятие решений возможно только консенсусом. А определяющим фактором в данном процессе является экономический эффект, то есть реальный вклад в рост товарооборота, прозрачность рынков, производительность труда, сокращение издержек и т.д.

Именно благодаря такой слаженной работе обеспечиваются весьма ощутимые дивиденды от участия в Союзе для всех его участников. Об этом свидетельствуют статистические данные, согласно которым рост совокупного ВВП всех государств-членов за 2016–2021 годы составил 9,6%. Из них почти 0,7% (более 10 млрд долл. США) – вклад евразийской интеграции. Если посмотреть страновой расклад, то мы увидим, что за эти шесть лет Армения и Киргизия получили дополнительно 1,5 п.п. к росту ВВП, Белоруссия — 4,9 п.п., Казахстан — 0,5 п.п.

Еще одной выигрышной стороной ЕАЭС является гибкость подхода при выстраивании сотрудничества с третьими странами. Внешнее взаимодействие точно так же, как и внутреннее, основывается на равноправной, взаимовыгодной и взаимоуважительной основе. Потенциальным партнерам предоставляется право выбора удобного для них формата взаимодействия: диалоговое партнерство, статус наблюдателя, непреференциальные экономические соглашения, создание зоны свободной торговли.

В активе ЕАЭС уже имеются 6 крупных международных договоров – Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Ираном, Сингапуром, Сербией, а также два непреференциальных соглашения с Китаем. Ведутся переговоры с целым рядом других государств о различных форматах взаимодействия.

В качестве одного из приоритетов международной деятельности ЕАЭС является идея сопряжения Союза и китайского проекта «Один пояс, один путь». В перспективе этот процесс мог бы послужить основой для формирования нового интеграционного контура – Большого Евразийского партнерства, открытого для присоединения всех заинтересованных стран.

Суммируя все вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что по итогам нескольких лет функционирования Союза проект Евразийской интеграции успешно развивается и приносит конкретную пользу экономикам, предпринимательскому сообществу и гражданам не только стран-участников ЕАЭС, но и его партнеров.