Посольство Российской Федерации в Боснии и Герцеговине
Тел.: (+387 33) 668-147
/

ЗАГС

В соответствии с российским законодательством Консульский отдел:

  1. производит государственную регистрацию рождения, заключения/расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти в отношении граждан Российской Федерации;
  2. принимает решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные органами записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по заявлениям проживающих за границей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  3. вносит исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, составленные и хранящиеся в консульском отделе в пределах календарного года;
  4. выдает повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и справки, подтверждающие факт государственной регистрации актов гражданского состояния, на основании составленных и хранящихся в консульском отделе в пределах календарного года записей актов гражданского состояния.

Документы, выданные компетентными органами БиГ в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных по закону БиГ в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации без наличия консульской легализации.

Государственная регистрация акта гражданского состояния производится консульским отделом посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. 

Для составления записи акта гражданского состояния, консулу должны быть представлены документы, которые в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» являются основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документы, удостоверяющие личность заявителей. 

Документы, выданные компетентными органами БиГ и предъявленные консулу для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена. 

В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в консульском отделе, по заявлению граждан, выдается повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния на основании хранящегося в течение календарного года в консульском отделе первого экземпляра соответствующей актовой записи.

По истечении календарного года повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния можно истребовать в установленном порядке из Архивно-информационного отдела Управления ЗАГС г. Москвы, в котором хранятся актовые записи, составленные в консульском отделе. 

Не выдаются повторные свидетельства:

  1. о рождении несовершеннолетнего ребенка родителям (одному из родителей), лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах;
  2. о заключении брака лицам, брак которых расторгнут или признан недействительным.

В этих случаях по просьбе указанных лиц им выдается справка, подтверждающая факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака. Лицам, лично обратившимся в консульский отдел с заявлением о выдаче повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния и представившим удостоверение личности, либо документы, подтверждающие родство или заинтересованность, оно выдается в день обращения при условии, что актовая запись составлена в консульском отделе и не выслана в установленном порядке в Российскую Федерацию. 

Во исполнение Федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О погребении и похоронном деле» родителям новорожденного и родственникам умершего, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории России, выдаются справки о государственной регистрации в консульском отделе акта о рождении или смерти для получения соответствующих пособий на территории России. Справки выдаются после регистрации рождения или смерти российских граждан в консульском отделе на основании записи акта гражданского состояния. 

Консульский отдел уполномочен осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния, руководствуясь Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Консульским уставом Российской Федерации (Федеральным законом от 5 июля 2010 года № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации»), Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 13 марта 2018 года № 3507, методическими указаниями Министерства юстиции и Министерства иностранных дел России, положениями и нормами, содержащимися в международных договорах и соглашениях, участницей которых является Российская Федерация.

Государственная регистрация рождения

Регистрация рождения граждан России на территории Боснии и Герцеговины осуществляется консульским отделом Посольства России в Белграде в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Регистрация рождения и выдача российского свидетельства о рождении производятся, если:

• оба родителя (или единственный родитель) ребенка являются гражданами Российской Федерации;

• ребенок родился на территории Боснии и Герцеговины.

ВНИМАНИЕ! В соответствии со статьёй 13 упомянутого закона документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

При государственной регистрации рождения для составления записи акта о рождении консулу представляются следующие документы:

а) документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды; документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом занимающимся частной медицинской практикой, - при родах вне медицинской организации; заявление лица, присутствовавшего при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи; решение суда об установлении факта рождения, если отсутствует документ установленной формы о рождении ребенка. 

Регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, производится на основании документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или частно практикующим врачом, а при отсутствии такого документа - на основании решения суда об установлении факта рождения (свидетельские показания в этом случае не являются основанием для государственной регистрации акта о рождении);

Документ должен быть переведен на русский язык у судебного переводчика.

Консульские сборы оплачиваются наличными в валюте БиГ (Конвертируемые марки БиГ) в консульском отделе во время приема. 

б) документы, удостоверяющие личности родителей; 

в) документ, являющийся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка (свидетельство о заключении брака между родителями; совместное заявление родителей ребенка об установлении отцовства, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка; заявление матери, не состоящей в браке, если отцовство в отношении ребенка не установлено).

г) заявление о рождении в письменной форме:
                    - заявление, если заявителями являются оба родителя (Форма №1);
                    - заявление, если заявителем является только мать (Форма №2). 

Возможна подача предварительной заявки на регистрацию акта гражданского состояния на сайте: https://zags.kdmid.ru/.

В консульских учреждениях регистрируется заключение брака граждан Российской Федерации.

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 

РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН.

Брак не может быть заключен между:

 лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой, восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми; дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Лица, вступающие в брак, подают в консульское учреждение совместное заявление (Форма №7) в письменной форме, которое подписывают в присутствии консула. Предварительно заполненное заявление в формате Word необходимо направить на электронную почту Консульского отдела: konzulat.bih@mid.ru.

Возможна подача предварительной заявки на регистрацию акта гражданского состояния на сайте: https://zags.kdmid.ru/.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака консулу необходимо предъявить следующие документы:

  • документы, удостоверяющие личность вступающих в брак;
  • документы подтверждающие, что вступающие в брак не состоят в другом зарегистрированном браке (внутренний паспорт);
  • документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло(и) в браке ранее (свидетельство о расторжении брака, о смерти супруга, вступившее в законную силу решение суда о признании брака недействительным и др.);

государственная регистрация заключения брака производится по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи совместного заявления о заключении брака.

По совместному заявлению вступающих в брак, при наличии уважительных причин консул может сократить этот срок. При наличии особых обстоятельств (рождение ребенка, болезнь и др.) брак может быть заключен в день подачи совместного заявления.

Оплата в соответствии с тарифом в Конвертируемых марках БиГ.

Заключение брака и государственная регистрация заключения брака (составление записи акта о заключении брака и выдача супругам свидетельства о заключении брака) производится в помещении консульского учреждения в присутствии лиц, вступающих в брак. Заключение брака по доверенности или через представителя не допускается.

При регистрации брака супругам по их желанию присваивается фамилия одного из них в качестве общей фамилии либо каждому сохраняется его добрачная фамилия. Общая фамилия супругов может быть образована посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа, она может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.

Государственная регистрация расторжения брака в российском консульстве производится в отношении супругов, если их брак был заключен по российскому законодательству (имеется российское свидетельство о заключении брака).

Государственная регистрация расторжения брака производится в следующих случаях:

I. По взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия.

В противном случае расторжение брака производится только на основании решения суда Российской Федерации. Консульскому отделу потребуется заверенная копия решения суда.

Необходимо представить следующие документы:

  1. Совместное заявление о расторжении брака в письменной форме (Форма № 9) Предварительно заполненное заявление в формате Word необходимо направить на электронную почту Консульского отдела: konzulat.bih@mid.ru;
  2. Загранпаспорта супругов, внутренние паспорта (при наличии) + их копии;
  3. Российское свидетельство о заключении брака + копия.

Оплата производится в Консульском отделе в соответствии с тарифом наличными в Конвертируемых марках БиГ.

II. По заявлению одного из супругов, если другой супруг:

признан в судебном порядке безвестно отсутствующим;

признан судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;

осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше 3-х лет.

Необходимо представить следующие документы:

  1. Заявление о расторжении брака одного из супругов в письменной форме (Форма № 11);
  2. Загранпаспорт супруга, обратившегося с заявлением о расторжении брака, внутренний паспорт (при наличии) + их копии;
  3. Российское свидетельство о заключении брака + копия;
  4. Соответствующее решение суда Российской Федерации + нотариально заверенную копию с отметкой о вступлении данного решения в силу.

III. На основании решения суда Российской Федерации о расторжении брака.

Необходимо представить следующие документы:

  1. Заявление о расторжении брака супругов (одного из супругов) или опекуна недееспособного супруга в письменной форме (Форма № 12);
  2. Загранпаспорта супругов (одного из супругов) или опекуна недееспособного супруга, внутренние паспорта (при наличии) + их копии.
  3. Российское свидетельство о заключении брака + копия;
  4. Решение суда Российской Федерации о расторжении брака + нотариально заверенную копию решения суда с отметкой о вступлении данного решения в силу.
  5. Паспорта с истекшим сроком действия к рассмотрению не принимаются.

Подписи под заявлением и дата его подачи ставятся в присутствии консульского должностного лица. 

ВНИМАНИЕ! Государственная регистрация расторжения брака и выдача свидетельств о расторжении брака производится по истечении одного месяца со дня регистрации поданного заявления.

Регистрация смерти граждан РФ, умерших за границей, производится в консульстве по месту наступления смерти или по месту жительства умершего.

Основанием для регистрации являются:

  • установленной формы документ о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;
  • решение судебного органа РФ об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу.

Регистрация смерти производится по письменному заявлению (Форма №21) родственников умершего, любого лица, присутствовавшего на момент смерти, представителей медицинской организации, властей страны пребывания консула. Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня с момента наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего. Пропуск установленного срока не может служить основанием для отказа в регистрации смерти.

При регистрации смерти для составления записи акта о смерти заявитель представляет консулу следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт умершего);
  • документ, подтверждающий факт смерти; с переводом на русский язык, выполненным у судебного переводчика;
  • удостоверение личности (паспорт) заявителя или наименование и юридический адрес организации или учреждения, сделавших заявление о смерти;
  • удостоверение личности (паспорт) лица, которому будет выдано свидетельство о смерти.

В случае, если регистрация смерти производится на основании решения судебного органа РФ об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти.

Срок предоставления государственной услуги

Государственная регистрация установления отцовства производится в день обращения заявителя в консульское учреждение при условии представления всех оформленных надлежащим образом документов. В случае если представленные заявителем документы требуют проведения дополнительной проверки, срок предоставления государственной услуги не должен превышать 10 дней.

Документы

Для государственной регистрации установления отцовства заявители лично представляют в консульское учреждение следующие документы:

1. При государственной регистрации установления отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка:

1) Совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка (Форма 15).

2) Свидетельство о рождении ребенка (в случае установления отцовства после рождения ребенка) или документ, предусмотренный статьей 14 Закона, являющийся основанием для государственной регистрации рождения (в случае, если государственная регистрация рождения и установления отцовства производится одновременно).

3) Документ, подтверждающий беременность матери, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом (в случае подачи совместного заявления до рождения ребенка).

4) Согласие лица, достигшего совершеннолетия, на установление отцовства в письменной форме (в случае, если государственная регистрация установления отцовства производится в отношении лица, достигшего совершеннолетия ко дню подачи заявления об установлении отцовства).

5) Документы, удостоверяющие личности заявителей.

Совместное заявление об установлении отцовства может быть подано:

- при государственной регистрации рождения ребенка;

- после государственной регистрации рождения ребенка;

- во время беременности матери, если имеются основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства после рождения ребенка может оказаться невозможной или затруднительной.

В случае, если отец или мать ребенка не имеют возможности лично подать совместное заявление, их волеизъявление может быть оформлено отдельными заявлениями об установлении отцовства. Подпись лица, не имеющего возможности присутствовать при подаче такого заявления, должна быть нотариально удостоверена.

Форма 16 - заполняется отцом, не состоящим в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка и не имеющим возможности лично обратиться в Генеральное консульство для подачи заявления об установлении отцовства. При этом мать ребенка заполняет заявление по форме 15.

Форма 17 - заполняется матерью, не состоящей в браке с отцом ребенка на момент рождения ребенка и не имеющей возможности лично обратиться в Генеральное консульство для подачи совместного заявления об установлении отцовства. При этом отец ребенка заполняет заявление по форме 15.

Согласие лица, достигшего совершеннолетия, может быть выражено в отдельном заявлении или посредством подписи совместного заявления отца и матери.

2. При государственной регистрации установления отцовства по заявлению отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка:

1) Заявление об установлении отцовства отца ребенка, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка. (Форма 19)

2) Предъявляется один из следующих документов:

- свидетельство о смерти матери;

- решение суда о признании матери недееспособной или о лишении ее родительских прав либо о признании матери безвестно отсутствующей;

- документ, выданный органом внутренних дел по последнему известному месту жительства матери, подтверждающий невозможность установления ее места пребывания.

3) Документ, выданный органом опеки и попечительства, подтверждающий согласие данного органа на установление отцовства (в случае подачи отцом, не состоящим в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, заявления об установлении отцовства в отношении лица, не достигшего совершеннолетия);

4) Согласие лица, достигшего совершеннолетия, на установление отцовства в письменной форме (в случае, если государственная регистрация установления отцовства производится в отношении лица, достигшего совершеннолетия ко дню подачи заявления об установлении отцовства). Согласие лица, достигшего совершеннолетия, может быть выражено в отдельном заявлении или посредством подписи заявления отца.

5) Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Заявление отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, подается в случае:

- смерти матери;

- признания матери недееспособной;

- отсутствия сведений о месте пребывания матери;

- лишения матери родительских прав;

- согласия на установление отцовства органа опеки и попечительства.

3. При государственной регистрации установления отцовства на основании решения суда:

1) Заявление об установлении отцовства на основании решения суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства. (Форма 18)

2) Решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства.

3) Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Заявление об установлении отцовства на основании решения суда может быть сделано устно или в письменной форме матерью или отцом ребенка, опекуном (попечителем) ребенка, лицом, на иждивении которого находится ребенок, либо самим ребенком, достигшим совершеннолетия.

Заявители могут в письменной форме уполномочить других лиц сделать заявление о государственной регистрации установления отцовства.

- Формы заявлений об установлении отцовства можно получить в консульском учреждении.

- Документ о беременности матери можно получить в соответствующем медицинском учреждении.

- Документы органов опеки и попечительства можно получить в соответствующем территориальном органе опеки и попечительства.

- Решение суда должно быть получено в суде, вынесшем соответствующее решение.

Необходимые документы

1. Заявление о перемене имени (форма 20). 

2. Оригинал и копия свидетельства о рождении лица, желающего переменить имя. 

3. Оригинал и копия свидетельства о заключении брака (в случае, если заявитель состоит в браке). 

4. Оригинал и копия свидетельства о расторжении брака (в случае, если заявитель ходатайствует о присвоении ему добрачной фамилии в связи с расторжением брака). 

5. Оригинал и копия свидетельства о рождении каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия. 

6. Согласие обоих родителей, усыновителей или попечителя (в случае перемены имени лицом, не достигшим совершеннолетия). 

7. Оригинал и копия решения суда (в случае перемены имени лицом, не достигшим совершеннолетия, и отсутствия согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренным Законом). 

8. Оригинал и копия документа, удостоверяющего личность заявителя. 

9. Для детей младше 14 лет - оригинал и копия  разрешения органов опеки и попечительства Российской Федерации.

10. Оплата консульского сбора за совершение нотариального действия в кассе Консульского отдела в Конвертируемых марка БиГ. Оплату за совершение всех консульских действий можно осуществить только наличными.

Заявление о перемене имени рассматривается в течение месяца к со дня его подачи в консульское учреждение при условии представления всех документов. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения может быть увеличен руководителем консульского учреждения, но не более чем на 2 месяца. 

В случае необходимости восстановления или изменения записи акта гражданского состояния срок, установленный для рассмотрения заявления о перемене имени, приостанавливается до решения вопроса о восстановлении либо об исправлении или изменении записи акта гражданского состояния.

Документ, выданный иностранным органом, должен быть переведен на русский язык, верность перевода должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке в Консульском отделе Посольства России в БиГ. В случае, если документ составлен на другом языке (не сербский, хорватский или босанский), он должен быть легализован либо иметь штамп "Апостиль".

Необходимые документы

1. Заявление об усыновлении (Форма 14). 

2. Оригинал и копия решения суда об усыновлении ребенка, вступившее в законную силу и являющееся основанием для государственной регистрации усыновления. 

3. Оригиналы и копии документов, удостоверяющих личности усыновителей. 

Государственная регистрация усыновления (удочерения) производится в день обращения заявителя в консульское учреждение при условии представления всех документов. В случае если представленные заявителем документы требуют проведения дополнительной проверки, срок предоставления государственной услуги составляет 10 дней.

Документ, выданный иностранным органом, должен быть переведен на русский язык. Верность перевода должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке в Консульском отделе Посольства России в Боснии и Герцеговине. В случае, если документ составлен на другом языке, он должен быть легализован либо иметь штамп "Апостиль".

Необходимые документы: 

1. Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния - об изменении сведений об отце (форма 22), о внесении других изменений (форма 23).

2. Оригинал свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния.

3. Оригинал и копия одного из следующих документов, являющихся основанием для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния:

  • заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении;
  • заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);
  • решение суда;
  • решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка (в случае внесения исправления или изменения в запись акта о рождении лица, не достигшего возраста четырнадцати лет);
  • документ установленной формы, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица;
  • документ установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица - в случае, если смерть зарегистрирована ранее;
  • документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией.

4. Оригинал и копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

5. Документы, подтверждающие наличие оснований для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случае, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки.

6. Документ об оплате консульских действий.

Внесение исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица.

Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, находящуюся на хранении в консульском учреждении, рассматривается в месячный срок со дня поступления заявления. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения заявления может быть увеличен не более чем на 2 месяца руководителем консульского учреждения.

Документ, выданный иностранным органом, должен быть переведен на русский язык. Верность перевода должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке в Консульском отделе Посольства России в БиГ. В случае, если документ составлен на другом языке (не на сербском, хорватском или босанском), он должен быть легализован либо иметь штамп "Апостиль".