Порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386, а также международными договорами Российской Федерации. В случае, если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Положении, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.
В случае выезда на проживание за пределы Российской Федерации гражданин не ранее чем за один месяц до дня выезда подает в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории России, либо в МФЦ или через ЕПГУ заявление о выезде.
Российские граждане, уже проживающие за границей, подают заявление о выезде, а в случае нового назначения пенсии – заявления о назначении пенсии и о доставке пенсии в любой территориальный орган СФР.
Участие консульских учреждений Российской Федерации в передаче в СФР заявлений о выезде, о назначении и о доставке пенсии не предусмотрено.
Продление выплаты пенсии гражданам, которые по сведениям СФР числятся выехавшими на постоянное проживание за рубеж, производится ежегодно при условии представления один раз в год в СФР или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых.
Способы подтверждения факта нахождения гражданина в живых:
- оформление акта о личной явке в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации;
- подтверждение факта нахождения в живых в компетентном органе (у должностного лица) иностранного государства:
в отсутствие у заявителя возможности лично явиться в российское загранучреждение документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, может быть выдан компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. В этом случае заявитель самостоятельно направляет его в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение. Следует иметь в виду, что такой документ должен быть легализован (апостилирован), а верность его перевода на русский язык - засвидетельствована в нотариальном порядке;
- подтверждение факта нахождения гражданина в живых на территории Российской Федерации:
получатели пенсии, постоянно проживающие за рубежом, в период пребывания на территории России могут подтвердить факт нахождения в живых путем личной явки в СФР или в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, может быть также выдан нотариусом на территории России.
В случае продолжения выплаты за рубежом уже начисленной пенсии загранучреждением составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде.
Обращение пенсионера по вопросу оформления акта о личной явке допустимо ранее 12 месяцев после подачи заявления в СФР о начислении пенсии либо с даты последней передачи в СФР сведений о личной явке гражданина.
Исключается возможность оформления акта дистанционно (посредством видеосвязи, по телефону или любыми другими способами, не предусмотренными действующим российским законодательством) либо по устному поручению заявителя или по доверенности.
Форма акта о личной явке предусматривает возможность одновременного внесения сведений о факте осуществления (прекращения) работы на основании документа, выданного компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. С более подробной информацией Вы можете ознакомиться здесь. Информацию о необходимости передачи данных сведений необходимо самостоятельно уточнять в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение.
Для оформления акта о личной явке заявитель должен представить в Консульский отдел Посольства России в Боснии и Герцеговине:
- действительный российский заграничный или внутренний паспорт (для российских граждан);
- паспорт гражданина иностранного государства (для иностранных граждан);
- данные СНИЛС при наличии (документальное подтверждение не требуется, номер может быть указан со слов заявителя).
Предварительное направление заявления на составление акта о личной явке через сайт pension.kdmid.ru позволит ускорить его оформление при личном посещении загранучреждения.
Для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сестрам и внукам умершего кормильца, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным в установленном порядке недееспособными, получателями которых являются их законные представители, подтверждение факта нахождения гражданина в живых производится в отношении гражданина, которому назначена пенсия, и его законного представителя, т.е. составляются два акта о личной явке. Факт нахождения в живых лиц в возрасте до 18 лет либо совершеннолетних недееспособных граждан может быть подтвержден только в случае их личной явки в РЗУ вместе с законными представителями/опекунами.
В этом случае в Консульский отдел Посольства России в Боснии и Герцеговине должны быть представлены:
- документ, удостоверяющий личность законного представителя;
- документ, удостоверяющий личность ребенка либо недееспособного гражданина (для детей до 14 лет может быть представлено свидетельство
о рождении);
- документ, подтверждающий полномочия законного представителя (свидетельство о рождении ребенка, решение органа опеки и др.).
Акт о личной явке оформляется бесплатно.
Сведения об оформленном акте в день его составления в электронном виде передаются в СФР. Самостоятельно досылать в Россию акт на бумажном носителе не требуется.
В случае, если выплата пенсии зависит от факта выполнения оплачиваемой работы (выплата пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьям, сестрам или внукам умершего кормильца, не достигшим 14 лет), в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, представляется справка о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (как правило, составляется одновременно с актом о личной явке).
Информацию о необходимости передачи сведений о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы необходимо самостоятельно уточнять в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение.
Справка оформляется только при условии личной явки заявителя в загранучреждение.
Для оформления справки заявитель должен представить в Консульский отдел Посольства России в Боснии и Герцеговине:
- действительный российский заграничный или внутренний паспорт (для российских граждан);
- паспорт гражданина иностранного государства (для иностранных граждан);
- документ, выданный полномочным органом Боснии и Герцеговины, о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы;
- данные СНИЛС при наличии (документальное подтверждение не требуется, номер может быть указан со слов заявителя).
Предварительное направление заявления на составление справки через сайт pension.kdmid.ru позволит ускорить ее оформление при личном посещении загранучреждения.
Справка оформляется бесплатно.
Сведения об оформленной справке в день ее составления в электронном виде передаются в СФР. Самостоятельно досылать в Россию справку на бумажном носителе не требуется.