Посольство Российской Федерации в Боснии и Герцеговине
Тел.: (+387 33) 668-147
/

О практике регистрации актов гражданского состояния в БиГ

1. Государственная регистрация рождения

Государственная регистрация рождения в Боснии и Герцеговине (БиГ) осуществляется службами ЗАГС или отделами общего управления органов местного самоуправления (муниципалитетов).

В соответствии с законодательством субъектов БиГ (Республика Сербская, Федерация БиГ и округ Брчко), сведения о ребенке необходимо подать в орган ЗАГС по месту рождения в течение 15 дней (в ФБиГ) или 8 дней (в РС, округе Брчко) с момента его рождения. 

Официальная запись в книгу регистрации рождения делается на основании заявления родителей (одного из родителей или уполномоченного лица) и справки о рождении, выданной медицинским учреждением. Кроме того, сведения о рождении ребенка в органы ЗАГС также направляются администрацией роддома. 

В книгу регистрации рождения вносятся следующие сведения: данные о родившемся (имя, фамилия, пол, день, месяц, год, час и место рождения, а также гражданство); данные о родителях (имя, фамилия, в т.ч. девичья для матери, дата и место их рождения, гражданство, адрес места жительства). Кроме того, в дальнейшем в книгу регистрации рождения вносятся данные о признании и установлении отцовства и материнства, усыновлении, изменении брачного состояния родителей, изменении фамилии и имени ребенка и родителей, изменении гражданства. По факту регистрации рождения выдается Выписка из книги регистрации рождения (Izvod iz matične knjige rođenih), являющаяся аналогом свидетельства о рождении. Повторные выписки из книги регистрации рождения выдаются по заявлению родителя, опекуна, либо в отношении самого лица, достигшего 18-летнего возраста, при условии уплаты соответствующего сбора. Получение выписки также возможно через представителя, действующего по доверенности.

В случае рождения ребенка за границей родители-граждане БиГ должны подать соответствующее уведомление в дипломатическое представительство или консульское учреждение Боснии и Герцеговины. Для этого необходимо заполнить заявление, приложить к нему выданный не ранее, чем за 6 месяцев до подачи оригинал свидетельства о рождении ЗАГС страны пребывания с переводом, выполненным местным судебным переводчиком на один из трех официальных языков БиГ (босанский, сербский или хорватский), а также оплатить консульский сбор. Если один из родителей на момент рождения ребенка не является гражданином БиГ, то необходимо к комплекту документов приложить его заявление о согласии о внесении ребенка в книгу регистрации рождения и реестр граждан БиГ. 

Диппредставительство БиГ пересылает выписку из книги регистрации рождения страны пребывания, на основании которой впоследствии в соответствующую книгу регистрации ЗАГС муниципалитета по месту жительства одного из родителей в БиГ вносится запись о рождении. В случае отсутствия у родителей места жительства в БиГ регистрация рождения осуществляется в муниципалитете Центр г.Сараево (ФБиГ) либо г.Баня-Лука (РС). 

Истребование повторных выписок из книги регистрации рождения через загранучереждения Боснии и Герцеговины возможно при предоставлении заявления на получение выписки из книги ЗАГС, фотокопии прежней выписки и квитанции об оплате консульского сбора. В большинстве случаев для получения выписки из соответствующего органа ЗАГС на территории БиГ сотрудники консульских загранучреждений рекомендуют заявителям оформить доверенность на представителя на территории БиГ.

2. Государственная регистрация заключения брака

Государственная регистрация заключения брака в БиГ осуществляется службами ЗАГС или отделами общего управления органов местного самоуправления (муниципалитетов). 

Основанием для заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак, поданное в муниципальный орган ЗАГС. Заявители должны быть старше 18 лет (в исключительных случаях по решению суда возрастной ценз может быть снижен до 16 лет), не состоять в браке, быть разного пола и не являться кровными родственниками или родственниками до 5 степени родства. 

Вместе с заявлением каждый из новобрачных должен представить следующие документы: удостоверение личности (иностранный гражданин также представляет заверенную копию паспорта); свидетельство о рождении;  подтверждение о гражданстве (документ в виде свидетельства, которое может получить каждый гражданин БиГ, иностранный гражданин должен представить аналогичный документ или справку о гражданстве, выданные компетентными органами государства гражданской принадлежности); справка о брачном состоянии/ справка об отсутствии препятствий для вступления в брак (граждане БиГ такой документ могут получить в органах ЗАГС, иностранец должен представить аналогичный документ, выданный компетентными органами государства гражданской принадлежности); подтверждение о месте проживания/ пребывания в БиГ (иностранный гражданин должен представить документ, выданный миграционными властями БиГ). При этом документы, выданные иностранным государством, должны быть легализованы и переведены на местный язык. 

Дата бракосочетания в ФБиГ назначается не раньше, чем через 30 дней после подачи заявления, в то время как в РС регистрация возможна в тот же день. Запись в книге регистрации браков производится с указанием общей фамилии либо добрачных фамилий каждого из супругов (допускается образование фамилии посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа). Регистрационная запись в книге заверяется подписями вступивших в брак, свидетелей и должностного лица, после чего молодоженам выдается Выписка из книги регистрации браков, являющаяся аналогом свидетельства о заключении брака. 

Повторные выписки выдаются по заявлению граждан, вступивших в брак, при условии уплаты соответствующего сбора. Получение выписки также возможно через представителя, действующего по доверенности.

Процедура подачи уведомления о заключении брака гражданином (гражданами) БиГ за рубежом через диппредставительство является обязательной. Для этого молодоженам необходимо заполнить соответствующее заявление, приложить к нему оригинал свидетельства о браке ЗАГС страны пребывания, выданное не ранее, чем за 6 месяцев до подачи, с переводом, выполненным местным судебным переводчиком на один из трех официальных языков БиГ (босанский, сербский или хорватский), а также оплатить консульский сбор. 

Истребование повторных выписок из книги регистрации брака через загранучереждения Боснии и Герцеговины возможно при предоставлении заявления на получение выписки из книги ЗАГС, фотокопии прежней выписки и квитанции об оплате консульского сбора. В большинстве случаев для получения выписки из соответствующего органа ЗАГС на территории БиГ сотрудники консульских загранучреждений рекомендуют заявителям оформить доверенность на представителя на территории БиГ. 

3. Государственная регистрация расторжения брака

Государственная регистрация расторжения брака в Боснии и Герцеговине осуществляется службами ЗАГС или отделами общего управления органов местного самоуправления (муниципалитетов). 

Основанием для государственной регистрации расторжения брака является вступившее в законную силу решение суда о прекращении брака (разводе) либо о признании одного из супругов умершим (безвестно отсутствующим). Сведения о расторжении брака и данные об изменении фамилии супругов вносятся в регистрационную запись о раннее заключенном браке в раздел «Дополнительные сведения и заметки». Выписка из книги регистрации браков, содержащая такое дополнение, является аналогом свидетельства о расторжении брака. 

Повторные выписки из книги регистрации расторжения брака выдаются по заявлению бывших супругов. Получение выписки также возможно через представителя, действующего по доверенности.

Истребование повторных выписок из книги регистрации брака через загранучереждения Боснии и Герцеговины возможно при предоставлении заявления на получение выписки из книги ЗАГС, фотокопии прежней выписки и квитанции об оплате консульского сбора. В большинстве случаев для получения выписки из соответствующего органа ЗАГС на территории БиГ сотрудники консульских загранучреждений рекомендуют заявителям оформить доверенность на представителя на территории БиГ. 

4. Государственная регистрация установления отцовства

Государственная регистрация установления отцовства в Боснии и Герцеговине осуществляется службами ЗАГС или отделами общего управления органов местного самоуправления (муниципалитетов). 

Сведения о государственной регистрации установления отцовства вносятся в регистрационную запись о рождении в раздел «Дополнительные сведения и заметки». Выписка из книги регистрации рождения, содержащая такое дополнение, является аналогом свидетельства о установлении отцовства.

Повторные выписки из книги регистрации рождения, содержащие дополнение, выдаются по заявлению родителя, опекуна, либо в отношении самого лица, достигшего 18-летнего возраста. Получение выписки также возможно через представителя, действующего по доверенности.

Истребование повторных выписок из книги регистрации рождения, содержащих дополнение, через загранучереждения Боснии и Герцеговины возможно при предоставлении заявления на получение выписки из книги ЗАГС, фотокопии прежней выписки и квитанции об оплате консульского сбора. В большинстве случаев для получения выписки из соответствующего органа ЗАГС на территории БиГ сотрудники консульских загранучреждений рекомендуют заявителям оформить доверенность на представителя на территории БиГ. 

5. Государственная регистрация перемены имени

Государственная регистрация перемены имени в Боснии и Герцеговине осуществляется службами ЗАГС или отделами общего управления органов местного самоуправления (муниципалитетов). 

Сведения о государственной регистрации перемены имени вносятся в регистрационную запись о рождении в раздел «Дополнительные сведения и заметки». Выписка из книги регистрации рождения, содержащая такое дополнение, является аналогом свидетельства о перемене имени.

Повторные выписки из книги регистрации рождения, содержащие дополнение, выдаются по заявлению опекуна, либо в отношении самого лица, достигшего 18-летнего возраста, при условии уплаты соответствующего сбора. Получение выписки также возможно через представителя, действующего по доверенности.

Истребование повторных выписок из книги регистрации рождения, содержащих дополнение, через загранучереждения Боснии и Герцеговины возможно при предоставлении заявления на получение выписки из книги ЗАГС, фотокопии прежней выписки и квитанции об оплате консульского сбора. В большинстве случаев для получения выписки из соответствующего органа ЗАГС на территории БиГ сотрудники консульских загранучреждений рекомендуют заявителям оформить доверенность на представителя на территории БиГ. 

6. Государственная регистрация усыновления

Государственная регистрация усыновления в Боснии и Герцеговине осуществляется службами ЗАГС или отделами общего управления органов местного самоуправления (муниципалитетов). 

Сведения о государственной регистрации усыновления вносятся в регистрационную запись о рождении в раздел «Дополнительные сведения и заметки». Выписка из книги регистрации рождения, содержащая такое дополнение, является аналогом свидетельства об усыновлении.

Повторные выписки из книги регистрации рождения, содержащие дополнение, выдаются по заявлению опекуна, либо в отношении самого лица, достигшего 18-летнего возраста. Получение выписки также возможно через представителя, действующего по доверенности.

7. Государственная регистрация смерти

Государственная регистрация смерти в Боснии и Герцеговине осуществляется службами ЗАГС или отделами общего управления органов местного самоуправления (муниципалитетов). 

Заявление о смерти может быть сделано родными и близкими умершего, лицом, присутствовавшим в момент смерти, представителем медицинского или иного учреждения, в котором лечился или находился умерший, не позднее чем через 24 часа (в ФБиГ) или 8 дней (в РС) после наступления смерти (обнаружения тела умершего) в муниципальный орган ЗАГС по месту наступления смерти (обнаружения тела). Если смерть наступила в результате ДТП, то заявление подается по месту планируемого захоронения.

Основанием для внесения записи в книгу регистрации умерших является подтверждение о смерти, выданное медицинским учреждением или уполномоченным медработником. Захоронение производиться после подачи заявления о регистрации смерти. В исключительных случаях, при наличии соответствующего разрешения компетентного органа, захоронение может быть произведено до подачи заявления.

Запись в книге регистрации умерших должна содержать следующие данные: фамилия, имя (в т.ч. фамилия до заключения брака) умершего; пол, день, месяц, год, час и место смерти; день, месяц, год и место рождения; гражданство; брачное состояние; фамилия, имя супруга; место проживания и адрес, а также причина смерти. Также вносятся данные лица или учреждения, заявившего о смерти. Информация о месте захоронения не является обязательной для внесения в книгу регистрации и может сообщаться позднее родственниками или уполномоченными лицами. По факту регистрации смерти выдается Выписка из книги умерших (Izvod iz matične knjige umrlih), являющаяся аналогом свидетельства о смерти. Копия выписки (с переводом) прилагается (Образец 3).

Повторные выписки выдаются по заявлению близких родственников при условии уплаты соответствующего сбора. Получение выписки также возможно через представителя, действующего по доверенности.

Процедура подачи уведомления о смерти гражданина БиГ близкими родственниками, находящимися за рубежом через диппредставительство является обязательной. Для этого заявителю необходимо заполнить соответствующее заявление, приложить к нему фотокопии паспорта умершего, оригинал свидетельства о смерти, выданного ЗАГС страны пребывания не ранее, чем за 6 месяцев до подачи, с переводом, выполненным местным судебным переводчиком на один из трех официальных языков БиГ (босанский, сербский или хорватский), а также оплатить консульский сбор. 

Истребование повторных выписок из книги регистрации смерти через загранучереждения Боснии и Герцеговины возможно при предоставлении заявления на получение выписки из книги ЗАГС, фотокопии прежней выписки и квитанции об оплате консульского сбора. В большинстве случаев для получения выписки из соответствующего органа ЗАГС на территории БиГ сотрудники консульских загранучреждений рекомендуют заявителям оформить доверенность на представителя на территории БиГ.