Посольство Российской Федерации в Боснии и Герцеговине
Тел.: (+387 33) 668-147
/
07 августа / 2015

Статья Посла России в БиГ П.А.Иванцова газете «Независне новине»

Босния и Герцеговина: время внешнего протектората истекло

20 лет назад события на территории бывшей Югославии, сопровождавшие болезненный распад этого некогда могучего единого государства славян, сложились таким образом, что международное сообщество было вынуждено напрямую вмешаться для того, чтобы прекратить братоубийственную войну «всех против всех», остановить кровопролитие. Общее рамочное мирное соглашение по Боснии и Герцеговине положило конец боевым действиям, развело противоборствующие стороны, заложило основы нового многонационального и поликонфессионального государства на принципах широкой автономии. В этом значение Дейтона трудно преувеличить.

Двадцать лет – это много, как бы банально это ни звучало. Не с точки зрения истории, нет, а с позиций человеческой жизни. За это время в Боснии и Герцеговине успело вырасти и возмужать новое поколение, не знающее ужасов войны, обстрелов, бомбежек и снайперов. Это тоже немало. Но явно недостаточно. Ни одно общество не может жить только историей, воспоминаниями и переживаниями, что мы сейчас наблюдаем в Боснии и Герцеговине. Ему необходимо непрестанное движение вперед, развитие и совершенствование, причем движущие силы таких процессов должны находиться в самом обществе. Вот этого как раз обеспечить и не удалось.

Участие внешних сил в боснийском урегулировании изначально имело определяющее значение. Мирное соглашение родилось за океаном, народам Боснии и Герцеговины оно было навязано международным сообществом, которое отвело себе особую, сверхглавную роль в обеспечении его реализации, фактически взяло на себя ответственность за организацию лучшего будущего нового государства. Думается, в условиях двадцатилетней давности это был логичный и приемлемый выход из ситуации. Вопрос в том, справились ли мы с поставленной задачей… Вряд ли можно дать на него однозначный ответ.

Заложенные в основу Конституции принципы равноправия трех государствообразующих народов и распределения полномочий между двумя энтитетами и общенациональным правительством составили фундамент новой системы, от целостности которой зависела прочность и эффективность всей административной конструкции. При четком соблюдении дейтонских принципов и положений конституции Босния и Герцеговина приобретала бы устойчивую государственную структуру. Сейчас мы видим, что этого не произошло.

К сожалению, часть международного сообщества, ответственного за поощрение процессов национального примирения и доверия в БиГ, рассматривала ситуацию в этой стране в качестве своего рода «исторического и социального эксперимента», вообразила себя «суперправительством» и наделила себя правом диктовать этому суверенному и независимому государству условия, правила и порядок не только поведения, но и самого его существования. И ладно бы, если это привело к позитивным результатам. "Ручное управление" и попытки неоправданного вмешательства, в т.ч. с целью насильственной и не предусмотренной Дейтоном унитаризации БиГ, за два десятилетия не только не обеспечили достойного социально-экономического развития боснийско-герцеговинского общества, но усугубили ситуацию, усилили и без того глубокий раскол в обществе.

Мы убеждены в том, что эксперимент по внешнему протекторату над независимой Боснией и Герцеговиной пора прекращать. Он не только унижает народы с богатейшей историей государственности, но и объективно создает дополнительные препятствия на их суверенном пути примирения и развития, рождает чувство неполноценности, ставит в положение тотальной зависимости, лишает инициативы и заставляет жить прошлым. Исходящие от части международного сообщества намерения «осчастливить» БиГ собственным видением ее будущего сомнительны и с точки зрения их искренности и реализуемости. В конечном итоге, полную и немалую цену за такое экспериментаторство заплатят не кто иные, как народы Боснии и Герцеговины.

Пришло время, наконец, позволить народам БиГ взять всю полноту ответственности за судьбу своей страны в собственные руки, отвечать за свое настоящее и будущее самостоятельно, не оглядываться ни на Аппарат Высокого представителя, ни на иностранные посольства, не опасаться окриков и одергиваний с их стороны, не ждать подачек, не выслушивать нотаций и поучений, но жить своей собственной жизнью, самим определять свои приоритеты и пути их достижения.

Может быть кому-то покажется странным, что эта мысль исходит от представителя Российской Федерации – государства-члена Руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения, одного из гарантов Дейтона и активного участника процессов урегулирования в Боснии и Герцеговине. Но наша принципиальная позиция состоит именно в том, что плотная международная опека себя давно исчерпала и превратилась в тормоз развития БиГ. Вмешательство, посредничество и арбитраж Высокого представителя более не нужны, и его Аппарат пора окончательно закрыть. Конституция страны в том виде, в каком она была задумана и принята, являет собой солидную основу для развития боснийско-герцеговинского государства. Думается, местное общество должно дать международному сообществу соответствующий и недвусмысленный сигнал, к которому обязаны будут прислушаться во всем мире.

Это не значит, что Босния и Герцеговина должна остаться одна. Отнюдь, как равноправный и авторитетный член международного сообщества БиГ и сейчас в полной мере участвует в системе мировых связей. Российская Федерация рассматривает ее в качестве важного политического и торгово-экономического партнера.