Посольство Российской Федерации в Боснии и Герцеговине
Телефон: (8-10-387-33) 668-147
/

Российская дипломатия. История и приоритеты

31 октября 2002 года Указом Президента Российской Федерации был учрежден новый профессиональный праздник – День дипломатического работника, который отмечается 10 февраля. Именно на этот день 1549 года приходится наиболее раннее упоминание Посольского приказа – первого внешнеполитического ведомства России. Однако отсчет времени своего существования Министерство иностранных дел берет с 1802 года, когда Императором Александром I было сформировано новое ведомство – Министерство иностранных дел.

Этот праздник новый, появившийся совсем недавно – семнадцать лет назад, стал своего рода признанием заслуг российской дипломатии в деле защиты и упрочения международного мира и стабильности, защиты внешнеполитических интересов России.

Наша дипломатия «прорубала окно в Европу» не только во времена «Вещего» Олега, когда он заключал мир с Византией и Великого Посольства Петра I, но и в 1922-23 гг. на Генуэзской и Лозаннской конференциях вопреки нежеланию их хозяев прислушаться к голосу молодой советской республики, провозгласившей актуальные и по сей день принципы мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества государств с различным социальным строем, верховенства дипломатических методов и «морального авторитета» над методами насильственными.

Самопожертвование, верность долгу, любовь к Родине – это вечные атрибуты российского дипломата. Гибель в Тегеране А.С.Грибоедова – великого поэта, дипломата, автора Туркманчайского мирного договора с Персией, Российского Императорского Консула в македонском городе Битоле А.Ростковского, смерть посла в Белграде Н.Гартвига, дипломатического курьера Т.Нетто. Длинный список сотрудников российской и советской дипслужбы, погибших или умерших в мирное время при исполнении служебного долга, продолжен нашими коллегами-современниками, павшими от рук террористов в Абхазии, Ираке, Афганистане и Турции.

Одним из важнейших итогов Второй мировой войны стало образование Организации Объединенных Наций. Выработанные делегатами государств-учредителей ООН универсальные правила и механизмы сегодня позволяю эффективно реагировать на стоящие перед народами планеты вызовы и угрозы.

Усилия дипломатов двух «сверхдержав» - СССР и США - помогли отвести угрозу ядерной войны, к которой могла привести война «холодная». Сразу после завершения Карибского кризиса в 1963 г. представители СССР, США и Великобритании подписали Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех сферах – первое крупное соглашение в области ограничения ядерных вооружений.

Увы, не все смогли отказаться от идеологических стереотипов, двойных стандартов и шаблонов блокового мышления. Мир стал более нестабильным и взрывоопасным. Многие старые конфликты не урегулированы. Некоторые загнаны вглубь и продолжают тлеть. Односторонние силовые действия привели к созданию региональных зон напряженности. Поднял голову терроризм, который рассматривается сегодня в качестве главной угрозы международной стабильности и безопасности.

На этом фоне становится очевидным, что попытки выстраивать международные отношения по принципу «кто сильнее тот и прав» носят откровенно дестабилизирующий характер. Особенно это касается проводившегося в течение последнего периода курса наших западных коллег на сохранение любыми средствами своего доминирования в мировых делах, на захват геополитического пространства в Европе. От стран СНГ и балканских государств, наших ближайших соседей, связанных с нами столетиями в экономическом, гуманитарном, историческом, культурном и даже в семейном плане, требовали сделать выбор – «либо с Западом, либо против Запада». Это логика игр с нулевым результатом, которую, вроде бы, все хотели оставить в прошлом, продолжает превалировать.

Возвращаясь к дню сегодняшнему, хотел бы подчеркнуть, что Россия твердо и последовательно выступает за то, чтобы международное право продолжало быть основой мировой политики. Фундаментом современного миропорядка должны оставаться его общепризнанные правовые принципы и нормы .

Важно, чтобы все осознали реальные масштабы рисков. Пора избавиться от привычки рассматривать каждую проблему отдельно. Необходимо оценить обстановку комплексно.

Позиция нашей страны направлена на отстаивание концепции коллективного поиска решений. Мы за устранение нарастающих политических, экономических и военных рисков. Приоритетная задача - выработка такого мироустройства, которое гарантировало бы стабильность и безопасность на всех уровнях. Это особо актуально сегодня, когда делаются попытки разрушить существующую структуру международных договоренностей в сфере разоружения. Поскольку такой подход лежит в основе нашей позиции по Договору о ракетах средней и малой дальности.

Что же касается Боснии и Герцеговины, то Россия настроена на всемерное углубление всего спектра двухсторонних отношений, как политических, так и культурных, гуманитарных и образовательных.

Опыт посткризисного урегулирования недвусмысленно подтверждает, что эффективность стабилизационных процессов может быть обеспечена только при наличии у всех вовлеченных сторон стремления к конструктивной работе, определению и реализации совместных интересов. Заложенная в Мирное соглашение по БиГ философия партнерства как единственного пути к преодолению межнациональных и межконфессиональных расхождений и консолидации общества является ключевым условием восстановления взаимного доверия между населяющими БиГ народами.

В завершении, хотел бы еще раз подчеркнуть, что добиваясь понимания своей позиции, Россия стремится к диалогу. Наша страна не навязывает своих ценностей, не читает нравоучительных нотаций, не давит и не выдавливает из суверенных государств нужные для себя политические решения, выстраивает обмен мнениями на взаимоуважительной и равноправной основе.